Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Технология «Детский совет»

Технология «Детский совет»

Социально-коммуникативное развитие личности является одним из приоритетных направлений развития ребенка в дошкольном возрасте. Социально-коммуникативное развитие как образовательная область — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений. Оно является важной проблемой в педагогике.
Актуальность социально-коммуникативного развития личности возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В рамках реализации ФГОС ДО в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
Главная проблема ребёнка с тяжелым нарушением речи заключается в нарушении связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а порой к элементарному образованию. Чтобы ребенку было легче адаптироваться в наш подчас сложный, даже для здорового человека, мир - необходимо привить ему навыки коммуникативной культуры. Поэтому основной моделью организации образовательного процесса детей дошкольного возраста является – совместная деятельность взрослых и детей, не только в рамках непрерывной образовательной деятельности, но и режимных моментах, которая должна быть основана на равноправном и равнозначном участии обеих сторон в выборе содержания и в планировании деятельности, т.е. должна обеспечивать субъект - субъектное взаимодействие педагога и ребенка. Такой формой организации совместной деятельности взрослых и детей является – технология «Детский совет».
Эта образовательная технология предусматривает объединение детей и взрослых вокруг событий и совместных дел, то есть предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе. Технология «Детский совет» дает возможность развивать познавательную инициативу дошкольника, быть активными в выборе содержания своего образования, что позволяет реализовать на практике принципы ФГОС ДО.
Как мы организовали «детский совет»? Трансформировали развивающую предметно-пространственную среду, вместе с детьми определили правила, которые помогают осуществлять образовательный процесс без многочисленных замечаний. Эти правила – законы группы, все дети приняли эти законы и стараются соблюдать. Независимо от их содержания они всегда формулируются позитивно: «Внимательно слушай других», «Кричать и бегать можно на улице», «Положи материалы так, чтобы их можно было найти».
Как работает «детский совет»? «Детский совет» проходит утром - в начале образовательной деятельности с целью анализа и определения плана работы на день и вечером – для подведения итога дня: что получилось, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало, а что мешало в достижении цели.
Взрослые обеспечивают реальную вовлеченность детей в обучение. Предварительно педагог предполагает, чем будут заниматься сегодня дети, и в соответствии с педагогическими задачами наполняет центры наглядным материалом, играми и игрушками. Планы образовательной деятельности создаются не для детей, а вместе с детьми. План открыт для спонтанных детских идей и новых мыслей, то есть возможна корректировка «под запрос» детей. Организация образовательной деятельности ориентирована на ребенка, предполагает отказ от жесткого расписания. Дети распределяются на подгруппы, и, выбрав тот или иной центр активности, самостоятельно работают в нем. Работа на основе свободного выбора в рамках одной темы (темы недели, дня, проекта, акции) позволяет взрослым сформировать у детей представление о способах изучения любой темы в рамках любой образовательной области.
Достоинства использования технологии «Детский совет»:
· дети самостоятельно объединятся в подгруппы для выполнения дела;
· появляются общие интересы;
· дети учатся прислушиваться к мнению других;
· дети учатся планировать и анализировать свою деятельность с помощью взрослых.
Так технология «детский совет» позволяет эффективно осуществлять образовательную деятельность в соответствии с ФГОС ДО: предоставляет возможность развивать познавательную инициативу детей дошкольного возраста, строить образовательные отношения на паритетных началах, где каждый ребенок занимается интересным именно ему делом, в процессе которого формируются учебные умения, и эти умения функциональны, то есть сформировались и используются детьми не как теоретические знания и умения, а как востребованные в жизни прикладные знания и умения.
Таким образом, каждую минуту жизни утверждается позиция ребенка, как вполне взрослого осознанного ответственного человека, независимо от его возраста.

МБДОУ "ЦРР - Д/С №2"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное 
учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 2»