Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Конструктивно-модельная деятельность в ДОУ.

Конструктивно-модельная деятельность в ДОУ.

Конструктивно-модельная деятельность в ДОУ.
Конструирование – одно из самых любимых детских занятий. Оно является не только увлекательным, но и полезным для детей.
На что влияет конструктивная деятельность?
это, в первую очередь, самое мощное средство умственного развития ребенка,
· развиваются художественные способности ( в художественном конструировании)
· происходит познание свойств геометрических тел и пространственных отношений:
· формируются важные качества личности:
• трудолюбие,
• самостоятельность,
• инициатива,
• упорство при достижении цели,
• организованность.
дети приобретают первоначальные навыки работы в коллективе:
(коллективные постройки, поделки)
• умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс.
Помимо игровой и продуктивной деятельности, в дошкольном детстве появляются предпосылки учебной деятельности ребенка.
Выделяют два вида конструирования: техническое и художественное
К техническому виду конструирования относятся:
· конструирование из строительного материала
· конструирование из деталей конструкторов,
· конструирование из крупногабаритных модульных блоков;
В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты. Конструирование из строительного материала является наиболее доступным и легким видом конструирования
К художественному типу конструирования относятся:
· конструирование из бумаги и из природного материала для построения композиций пейзажных, декоративных и сюжетных.
Конструирование из бумаги, картона и других дополнительных материалов является более сложным видом конструирования в детском саду
Впервые дети знакомятся с ним со среднего возраста.
Природный материал используется вд/с начиная со второй младшей группы. Это, прежде всего, песок, снег, вода
Выделяют следующие формы организации обучения дошкольников конструированию:
1. конструирование по образцу;
2. Конструирование по модели
3. конструирование по условиям;
4. конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам
5. конструирование по замыслу.
6. Конструирование по теме.
Рассмотрим более подробно каждую из форм.
Первая форма организации обучения дошкольников конструированию — конструирование по образцу.
Конструирование по образцу, разработанное Ф. Фребелем, заключается в том, что детям предлагают образцы построек и, как правило, показывают способы их воспроизведения.
В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связывать с развитием творчества.
Конструирование по образцу необходимый и важный обучающий этап, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек (учатся выделять пространство для постройки, аккуратно соединять детали, делать перекрытия и т.п.).
В рамках этой формы конструирования происходит переход детей к самостоятельной поисковой деятельности.
Простейший случай, когда при детях строят образец. Ребенок видит процесс построения домика, самолета, грузовика или другого предмета. При этом он имеет возможность хорошо выделять детали.
Более усложненный вид конструирования, когда ребенок смотрит на уже собранный образец. В этом случае для ребенка начинает выступать особая задача — вычленить из собранного образца отдельные детали.
Поэтому важным этапом конструирования становится обследование образца.
Основной принцип обследования образца — анализ основных частей машины (мотор, кабину, кузов, шасси)и их взаиморасположения.
Приемы обследования и построения конструкции
1. рассматривание объекта, замысел (что задумали строить?)
2. установление практического назначения (О ком позаботимся?);
3. выделение основных частей. ( у стола 4 ножки,крышка)
4. установление пространственного расположения этих частей ) (крышка находится на ножках)
5. выделение деталей. (Ножки стола построены из кубиков, крышка широкая пластина)
6. установление пространственного расположения этих деталей по отношению друг к другу.(Кубики поставлены друг на друга,пластина положена сверху кубиков
Поиграв с постройкой, ребенок должен разобрать конструкцию с верху, не уронив ни одной детали. Быстро и аккуратно сложить в коробку.
Постройка нужна не сама по себе, а как средство для развития, сюжетной игры, в которой проявляется забота о ком– то.
Конструирование по модели, Дошкольники получают модель, которая играет роль образца. Причем элементы, из которых состоит модель, скрыты от глаз ребенка. Дети должны постараться из предложенного им строительного материала создать похожую модель. Ребенок получает задание, но не получает способа его выполнения. Подобный способ работы с дошкольниками эффективно решает задачу активизации их мыслительных процессов. Таким образом, дети учатся в своем воображении разбирать готовую модель на отдельные детали, далее правильно подобрать подходящие детали для подобной модели
Конструирование по модели усложненная разновидность конструирование по образцу.
Конструирование по условиям.
Этот вид работы по конструированию в старшей и подготовительной к школе группах вводится впервые. Без образца, рисунков и способов возведения дети должны создать конструкции по заданным условиям, подчеркивающие её практическое назначение. (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых и грузовых машин).
Основные задачи должны выражаться через условия и носить проблемный характер, поскольку не даются способы решения. Такая форма в наибольшей степени развивает творческое конструирование, но при условии, если дети имеют определённый опыт, умеют обобщённо представлять конструируемые объекты.
Дошкольнику чрезвычайно интересно, исходя из одного и
того же условия, дать разные решения: по-разному огородить домики, по-разному построить мосты через реку, построить разного типа дома.
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам -
эта форма дает возможность познакомить детей с чертежами, схемами.
Умение использовать шаблоны, а в дальнейшем видеть детали в трех измерениях. В результате такого обучения детей развивается образное мышление познавательно-творческой способности.
В старших группах наряду с образцами для фронтальной работы используются индивидуальные образцы. Это позволяет ребенку сосредоточиться только на своем задании, а после выполнения — объяснить педагогу и другим детям, как в какой последовательности он создавал конструкцию, сравнить собственную постройку с образцом, оценить результаты
Конструирование по замыслу
Это сложный вид конструирования, так как ребенок решает все задачи самостоятельно: ставит перед собой цель деятельности, планирует ее, подбирает необходимый материал, реализует замысел. Опытный педагог, организуя этот вид конструирования, начинает с формирования замысла, иначе дети строят то, что делали уже не раз. Малышам он подсказывает замысел: показав игрушку, предлагает что-нибудь построить для нее.
Например, матрешка вышла погулять, а на участке сыро, что надо построить, чтобы она не промочила ноги? Матрешка устала, что надо построить, чтобы она посидела и отдохнула? рассмотреть фотографии, рисунки с изображением зданий. Надо помочь каждому ребенку при реализации замысла по-новому использовать ранее усвоенные умения, добиться решения задачи, испытать радость от своего замысла.
Конструирование по теме
Детям предлагают общую тематику конструкций («Детский сад», «Город» , Мебель ,оборудование участка (скамейки, песочница, качели). Для ребенка этого возраста важно наличие игровой мотивации («Построим комнату для куклы Кати»). В средней группе в качестве темы предлагают конструирование транспортных средств («На чем люди ездят и перевозят грузы»). Детям старшей группы интересны такие темы, как военная и строительная техника; жилища людей («В каких домах живут люди на земле»); музеи, театры они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой.
Основная цель организации конструирования по заданной теме закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику в случае их «застревания» на одной и той же теме.
Основные приемы обучения детей конструированию
Образец используется во всех возрастных группах. Малышам 2-3 лет педагог показывает образец (дворик для цыплят), а потом дети выполняют постройку вместе с ним. По мере накопления детьми опыта конструктивной
деятельности меняется методика использования образца.
Так предлагается частичный образец, т.е. ребенку показывают только те приемы, которые ему незнакомы (новый способ соединения деталей конструктора, сооружения перекрытий в доме с помощью куска
картона или фанеры).
Показ незаконченного образца постройки, которую каждый может завершить по-своему (педагог строит остов вагона, дети превращают его в автобус, трамвай, товарный или пассажирский вагон поезда).
Оправдывает себя такой прием, когда дается один образец, а дети выполняют ее каждый своим способом. Можно предлагать ребенку изменить образец (построить аналогичный дом, но добавить или убавить этаж, сделать не один подъезд, а два, увеличить размеры окон).
Дошкольникам, имеющим опыт конструктивной деятельности, целесообразно предлагать не один образец, а 2-3 на выбор. Для старших детей в качестве образца используются рисунок, чертеж, схема постройки.
Их также учат составлять схему предполагаемой постройки, самостоятельно намечая ее конструктивные особенности.
Графические образцы для конструирования должны быть приготовлены заранее выполнены на белом картоне, ватмане тушью или фломастером черного цвета.
Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы . Например, в постройке — как сделать перекрытие на высоких устоях; в работе с конструктором — как крепить колеса на осях с помощью гайки и т.п.
Анализ детских работ следует проводить очень внимательно, деликатно,
Рекомендуется начать оценку работ со сравнения готовой постройки с образцом, предоставив возможность каждому ребенку поэлементно соотнести, собственное выполнение с тем, что предложено для воспроизведения. Соотнося элементы конструкций, ребенок каждый раз говорит: «так — не так, здесь брусок, и у меня брусок, здесь кубик, и у меня тоже...» Если элементы или их расположение не совпадают, ошибка тут же исправляется («Теперь одинаково»). Если ребенок не замечает неправильности собственного выполнения, полезно использовать помощь
других детей.
При оценке коллективной работы отдельных групп детей воспитатель должен учитывать не только качество готовой продукции, но и сам процесс совместной деятельности, поощряя проявление уважения к работе сверстников, инициативу в придумывании оригинальной конструкции,
умении мотивировать свои предложения, договариваться друг с другом, кто,что будет делать.
Одним их условий развития детского конструирования является организация специальной обстановки, которая бы побуждала детей к самостоятельным действиям, способствовала повышению интереса к конструктивным играм.
Давайте вместе выделим основные требования:
• Необходимо, чтобы материал для конструирования был постоянно доступен детям. С этой целью необходимо отвести специальное место в группе, где можно разместить конструкторы, картинки, альбомы, инструменты, схемы, чертежи.
• Необходимы различные строительные наборы, простые конструкторы, игрушки, сомасштабные постройкам для обыгрывания; деревянные, пластмассовые строительные наборы «Лего».
• Со средней группы необходим запас дополнительного бросового материала: коробок, бечевок, катушек и т. п.
• Предусматривается привлечение родителей к изготовлению различных материалов и пособий для конструктивной деятельности; ознакомление с результатами детской деятельности.

МБДОУ "ЦРР - Д/С №2"