Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Нетрадиционные подходы к организации логопедических занятий (ароматерапия)

Нетрадиционные подходы к организации логопедических занятий (ароматерапия)

Речь является одним из показателей интеллектуального развития.
Ранняя коррекция речевого развития ребенка приобретает особую актуальность. Выявление и компенсация речевых дефектов у детей позволяет добиться существенных результатов в формировании положительных черт личности, в общении с окружающим и подготовке детей к школе.
Развитие речи у детей с ОНР в ряде случаев идет на фоне нарушения деятельности центральной нервной системы. Эффективная логопедическая помощь может быть осуществлена только при условии комплексного медико-психолого-педагогического воздействия, при раскрытии структуры речевой недостаточности и при дифференцированном подходе к ее определению.
Нетрадиционные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей – логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.
Данные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее. Анализ литературы показывает, что нетрадиционные методы преодоления нарушений речи представляют для педагогов не часть содержания логопедического воздействия, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в речевом развитии ребенка.
Во всех образовательных программах уделяется внимание развитию слухового, зрительного центров, но почти нет речи о воспитании обонятельного, хотя он взаимосвязан с другими центрами. Через обонятельные рецепторы ароматические вещества попадают непосредственно в мозг. Нейробиолог Бостонского университета Джон Кауэр создал первый в мире томограф, позволяющий наблюдать за реакцией различных отделов мозга на разные ароматы. Он считает, что каждый аромат определяется так же, как свет и звук: частотой колебаний, которые нос и регистрирует; ароматы используют для повышения производительности труда.
Одним из методов комплексного подхода является ароматерапия. В своей работе я использую ее элементы. Каждое эфирное масло много функционально, так как оно многосоставно.
1. Обладают бактерицидным, антисептическим противовоспалительным действием;
2. Воздействуют на нервную систему, делясь на стимуляторы, адаптогены, седативные масла;
3. Благотворно воздействуют на сферу эмоций и психическое здоровье.
Дети – чувствительные и внимательные натуры, воспринимающие действие ароматов без всякого предубеждения, потому их реакция на эфирные масла всегда положительна.
Ароматерапия способствует поддержанию здоровья детей, создает благоприятный эмоциональный климат, помогающий ребенку улучшить его интеллектуальную деятельность и речевые коммуникации.
Целью занятий с использованием элементов ароматерапии является создание условий для повышения работоспособности ребенка на логопедических занятиях через мотивацию к деятельности.
Основные задачи:
1. Нормализация деятельности отдельных органов и функциональных систем.
2. Повышение умственной и речевой активности.
3. Активизация процессов внимания, памяти, воображения, мышления.
Речь человека отражает его психическое состояние. Блеск свечи и аромат эфирных масел помогают детям получить как можно больше положительных эмоций, создают речевую среду для высказываний.
Ароматерапия является одним из перспективных оздоровительных методов воздействия на организм, в основе которого лежит использование запахов и ароматов для восстановления организма и лечения. Используемые в ароматерапии ароматические масла помогают бороться с плохим настроением, стрессами.
Ароматерапию можно применять в сочетании с музыкотерапией. Она показана для ослабленных, угнетенных или, наоборот, перевозбужденных лиц.
Как показала практика, использование элементов ароматерапии:
1. Дает возможность поддерживать работоспособность детей с неустойчивым вниманием и слабой нервной системой.
2. Способствует быстрому и легкому усвоению материала.
3. Способствует обогащению и активизации словарного запаса, развитию речи и мышления.
4. Формирует познавательные процессы.
5. Дети овладевают такими коммуникативными умениями, как умение вести диалог, составлять рассказ и самостоятельно высказываться.
6. Значительно снижается количество дней, пропущенных детьми по болезни.
Таким образом, ароматерапия эффективный и приятный прием коррекционной работы с детьми – логопатами. Соблюдение всех правил делает ароматерапию эффективным методом для помощи при различных детских недугах, оказывает гармонизирующий эффект на весь организм ребенка в целом. И в отличие от многих медицинских средств, ароматерапевтические лечебные составы очень приятны в применении и нравятся детям.
Литература:
§ Журнал «Логопед» № 1 2008 г.
§ Саков И.В. Аромапсихология, изд-во «Феникс», 2007 г.
§ Слепов А.Д. Волшебная сила ароматов, 2007 г.

МБДОУ "ЦРР - Д/С №2"