Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами ДОУ

Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами ДОУ

Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе для детей с ОНР определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей.
Единственный путь осуществления логопедизации – это тесное взаимодействие логопеда и воспитателя, психолога, музыкального руководителя и медсестры (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы).
К необходимости логопедизации всего педагогического процесса привели особенности детей данной группы, а именно: усугубляющиеся отклонения в нервно-психической сфере, познавательной деятельности, поведении детей, развитии общей и артикуляционной моторики, развитии лексики, формировании грамматического строя, звуко-слоговой структуры наряду с грубым нарушением звукопроизношения, с недоразвитием фонематического слуха.
Коррекционная работа в логопедической группе осуществляется под руководством и контролем логопеда. Его главенствующая роль во всем педагогическом процессе объясняется тем, что он лучше знает речевые и психологические возможности детей, степень отставания каждого от возрастной нормы, динамику всех коррекционных процессов.
Основополагающим документом, который я использую в своей работе, является «Примерная адаптированная основная образовательная программадля детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Нищева Н.В. : - Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. В соответствии с профилем группы образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в Программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности.
Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевого нарушения, а также процессов, тесно связанных с ним, и кроме того, осуществляет ряд общеобразовательных мероприятий, предусмотренных массовой программой детского сада. Однако необходимо учитывать, что коррекционно-воспитательное направление является наиболее значимым, ведущим, а общеобразовательное – подчиненным.
К коррекционным целям, стоящим перед воспитателем логогруппы, относятся:
· Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
· Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
· Целенаправленная активизация отработанной лексики.
· Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
· Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
· Формирование связной речи.
· Закрепление навыков чтения и письма.
Документация, необходимая для взаимодействия логопеда и воспитателя:
· Годовой план
В годовом плане логопеда отражены цели, задачи, формы и сроки проведения мероприятий по взаимодействию с воспитателем.
· Тетрадь взаимодействия
В тетради взаимодействия логопед прописывает все необходимые упражнения по развитию дыхания, голоса, артикуляционной моторики, игры по лексическим темам для развития лексико-грамматического строя и связной речи, а также указывает рекомендуемую художественную литературу. Логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы.
· Индивидуальные тетради детей
По заданиям в индивидуальных тетрадях воспитатель закрепляет полученные навыки детей во второй половине дня на коррекционном часе.
Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах :
Ø Обсуждение результатов диагностики и знакомство с основными речевыми нарушениями каждого ребёнка.
Ø Консультации по запросу в течении года и по годовому плану.
Ø Совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях, обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы.
Ø Логопедические пятиминутки
Логопедические пятиминутки служат для логопедизации совместной деятельности воспитателя с детьми и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, по развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, развитию фонематических представлений и неречевых психических функций, связной речи и коммуникативных навыков, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом.
Планируя индивидуальную работу воспитателей с детьми, логопед рекомендует им занятия с двумя-тремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения.
Важно, чтобы в течение недели каждый ребенок хотя бы по одному разу позанимался с воспитателями индивидуально. Прежде всего, логопеды рекомендуют индивидуальную работу по автоматизации и дифференциации звуков.
Структура:
1. Орг.момент (цели и задачи из тетради взаимодействия)
2. Игра для развития лексико-грамматического строя речи или связной речи.
3. Физкультминутка
4. Занятия по индивидуальным тетрадям и индивидуальная работа детей (развитие мелкой моторики, внимания, настольно—печатные игры и т.д.)
5. Итог.
Ø Совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов и систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей.
Логопед и воспитатель должны внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только во время занятий, но и на протяжении всех режимных моментов. В ходе занятий ошибки должны фиксироваться и исправляться воспитателем по ходу ответа ребенком.
Ø Работа с родителями (родительские собрания, совместные консультации, объяснение задания логопеда, записанного в индивидуальной тетради ребенка, убеждать родителей в необходимости закрепления того материала, который записан в тетради и т.д.)
Ø Оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении (речевой центр)



Формы взаимодействия логопеда с музыкальным работником:
o Обсуждение результатов диагностики и знакомство с особенностями каждого ребёнка
o Совместное составление перспективного плана на каждый период обучения.
o Подбор речевого материала к утреннику и обсуждение с музыкальным руководителем с учётом речевых особенностей детей.
o Посещение музыкальных занятий и участие в утренниках.
o Консультация по текущим вопросам и по годовому плану
Формы взаимодействия логопеда с педагогом-психологом:
ü Обсуждение результатов диагностики и знакомство с основными особенностями каждого ребёнка.
ü Консультации по текущим вопросам.
ü Совместное консультирование родителей.
Формы взаимодействия логопеда со старшей медсестрой:
v Обсуждение результатов диагностики и знакомство с основными особенностями каждого ребёнка.
v Изучение медицинской документации
v Сообщение по текущим вопросам.
v Совместное консультирование родителей.
Только тесное взаимодействие логопеда, воспитателя, педагога-психолога, музыкального руководителя и медсестры – единственный путь к успеху коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе.

МБДОУ "ЦРР - Д/С №2"