Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Использование элементов психогимнастики в работе логопеда

Использование элементов психогимнастики в работе логопеда

В настоящее время в дошкольных учреждения все больше используются приемы психологической коррекции, причем далеко не только психологами, но и другими специалистами. Я в своей работе широко применяю приемы психогимнастики; она является доступной в применении, поскольку в ее основе лежит игра.
Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), на­правленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). [1: 5]
Определить особенности внешнего проявления эмоциональ­ных состояний можно по мимике - выразительным движениям лицевых мышц, по пантомимике - выразительным движениям всего тела, по вокальной мимике - выразительным движениям артикуляционного аппарата и выразительным свойствам речи. [1: 7]
По мимике можно понять о различном на­строении человека: о том, что он радуется, свидетельствует улыбка, а о гневе говорят сдвинутые брови и вертикальные складки на лбу.

У детей с общим недоразвитием речи нередко наблюдается бедность мимики, отставание развития лицевой моторики. Часто им трудно дифференцировать эмоции других людей.
Все это натолкнуло меня использовать в своей работе элементы психогимнастики. В процессе обучения дети учатся воспроизводить чужие эмоции и фиксировать внимание на своих мышечных ощущениях.
Работа проводится поэтапно:
1. Обучение умению распознавать эмоциональные состояния.
Чтобы тренировать умение распознавать эмоции, мною были изготовлены шесть своеобразных пиктограмм, которые представляют собой изображения героя с различными эмоциональными состояниями (радость, грусть, удивление, злость, страх, спокойствие). На данном этапе можно использовать различные игры. Например, игра «С каким настроением гость?»: детям по пиктограмме необходимо определить настроение персонажа.
2. Освоение навыка выразительно изображать эмоции.
Дети непосредственно учатся передавать эмоциональное настроение. Используемые при этом игры позволяют улучшить работу лицевых мышц и развивать подвижность артикуляционного аппарата.
Игра «Изобрази героя»

Описание: дети изображают эмоцию, соответствующую пиктограмме, которая им досталась.
Инструкция: «К каждому из вас пришел гномик. Но ко всем гномик пришел с разным настроением: к кому-то грустным, к кому-то веселым и т.д. Каждый из вас по очереди покажет настроение гномика, а остальные должны догадаться».
Игра «Кисло-сладко»

Описание: дети изображают эмоцию в соответствии с пиктограммой и вкусом: кисло – грусть, сладко – радость.
Инструкция: «Сегодня к нам пришла Дюймовочка (пиктограмма «радость»). Она угощает вас конфетой. По выражению лица я должна догадаться, что конфета сладкая. А эта Дюймовочка (пиктограмма «грусть») угощает вас лимоном. Изобразите, пожалуйста»
Игра «Повтори с таким же выражением»
Описание: педагог мимикой показывает различные эмоции, а дети повторяют за ним мимические позы, определяя к какому эмоциональному состоянию они относятся.
Инструкция: «Ребята, внимательно посмотрите на меня. Как вы думаете, какое у меня настроение? А теперь попробуйте его повторить».

3. Формирование умения принимать артикуляционные позы гласных звуков при передачи эмоционального состояния, а также отработка вокальной мимики.
О данном этапе я хочу рассказать более подробно, поскольку здесь элементы психогимнастики служат для решения непосредственно логопедических задач.
У детей с общим недоразвитием речи формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа сопряжено с целым рядом трудностей. Им недостаточно слуховой опоры - они нуждаются в зрительном подкреплении. Такой зрительной опорой служат символы гласных звуков, которые я соединила с пиктограммами эмоций. Соответствие гласных звуков эмоциональным состояниям отображено в таблице.
Таблица. Соответствие гласных звуков эмоциональным состояниям.
Эмоция
Особенности мимики и артикуляции
Гласный звук
Радость
В мимике нет чрезмерного напряжения. Рот широко открыт, губы растянуты в полуулыбке.
А
Грусть
Брови сдвинуты, их внешние концы опущены вниз. Взгляд также направлен вниз. Губы округлены и сильно выдвинуты вперед.
У
Испуг
Брови приподняты и сведены у переносицы. Глаза напряженно и широко открыты. Рот широко открыт, губы слегка растянуты в стороны.
Э
Злость
Лицевые мышцы сильно напряжены. Брови сдвинуты у переносицы, их внешние концы подняты кверху. Губы напряжены и могут изображать оскал.
Ы
Спокойствие
В мимике нет напряжения. Рот слегка приоткрыт, губы растянуты в полуулыбке.
И
Удивление
Брови подняты вверх, глаза широко открыты. Губы округлены, рот приоткрыт.
О

Данные шесть пиктограмм эмоций я использую на фронтальных занятиях по обучению грамоте и на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения, а также при проведении голосовых упражнений. Важно перед началом работы объяснить и отработать с детьми артикуляционные позы всех гласных звуков.
Игра «Что произносит фея?»

Описание: перед детьми одна из пиктограмм. По мимике и артикуляционной позе они определяют ее настроение и гласный звук, который она произносит.
Инструкция: «Ребята, к нам в гости пришла фея. Какое у нее настроение? Правильно, она грустная. Посмотрите, ее губы трубочкой тянутся вперед. Как вы думаете, какой звук она произносит?»
Данную игру я использую в начале занятий по обучению грамоте. Отгадывая звук, дети определяют тему занятия, например «Буква У».
Игра «Повтори за ежиком»

Цель: автоматизация звука [Ф] в слогах.
Описание: произносить слоги со звуком [Ф] с разным настроением в зависимости от пиктограммы.
Инструкция: «К нам прибежал ежик. Давай с ним радостно пофыркаем: фа-фа-фа. А теперь испуганно: фэ-фэ-фэ и т.д.»
Данную игру можно использовать при автоматизации различных звуков и типов слогов.
Игра «Спой с героем»

Цель: развить у детей силу и плавность голоса, научить различать гласные звуки, произносить их тихо и громко.
Описание: перед ребенком пиктограмма. Необходимо определить эмоцию и какой звук поет герой, а затем повторить за ним громко и тихо.
Инструкция: «Посмотри на зайку. Какую песню он поет и с каким настроением? Правильно, он грустит, губы трубочкой тянутся вперед и зайка поет «у». Давай тоже споем с ним, только тихо. А теперь громко».
Формирование навыков звукобуквенного анализа и коррекция звукопроизношения у детей с ОНР оказались бо­лее эффективным. Возможно, это связано с тем, что материал, предлагаемый детям для восприятия, вызывал у них живой инте­рес и предполагал ролевое взаимодейст­вие партнеров, что соответствовало ве­дущим мотивам поведения детей до­школьного возраста.

МБДОУ "ЦРР - Д/С №2"