Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Консультация для родителей на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством подвижных народных игр»

Консультация для родителей на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством подвижных народных игр»

Воспитание патриотизма у дошкольников в современных условиях развития общества приобретает особую актуальность. Утраченные со временем народные традиции и связь поколений, уважение к обычаям своего народа, народному искусству – все это привело наше общество к потере самоидентичности, межнациональным конфликтам как у взрослого, так и у подрастающего поколений. Сейчас, как никогда раньше, важно с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, нравственные качества, иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны ещё в дошкольном возрасте. Народные игры, со своей многовековой историей, связью между поколениями могут стать неоценимым помощником в формировании гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную основу и физическое совершенство.
Воспитание патриотизма у дошкольников в современных условиях развития общества приобретает особую актуальность. Утраченные со временем народные традиции и связь поколений, уважение к обычаям своего народа, народному искусству – все это привело наше общество к потере самоидентичности, межнациональным конфликтам как у взрослого, так и у подрастающего поколений. Сейчас, как никогда раньше, важно с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, нравственные качества, иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны ещё в дошкольном возрасте. Народные игры, со своей многовековой историей, связью между поколениями могут стать неоценимым помощником в формировании гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную основу и физическое совершенство.
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Следовательно, нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОУ и непосредственно в семье.
Задачами патриотического воспитания детей дошкольного возраста являются:
– формирование духовно-нравственного отношения, чувства сопричастности и любви к семье, станице, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа;
– воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;
– воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей.
В подвижных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями известной местности, семейной жизни, среды, его окружающей. Подвижные игры являются ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него важных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества. Неотъемлемой частью патриотического воспитания дошкольников являются народные игры. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, выдержке, находчивости. Радость движения сочетается с духовным обогащением воспитанников.
Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат детей обретать гармонию с окружающим миром. У воспитанников формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку.
Главным моментом являются праздники, посвящённые Дню Защитника Отечества и Дню Победы, оказывающие наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств детей.
Суть патриотического воспитания дошкольников сострит и в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, дому и семье, истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей.
Сказки, пословицы, поговорки, народные игры формируют начало любви к своему народу, к своей стране. Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В ней ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходиться добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замысли, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей. Игра – это также своеобразная школа для ребенка. В подвижных народных играх удовлетворяется жажда действия, предоставляется обильная пища для работы ума и воображения, воспитывается умение преодолевать неудачи. В играх - залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем. Народная игра – это яркое выражение народа в нее играющего, отражение этноса в целом и истории его развития, это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, которая является еще и средством обучения и воспитания. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. Игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Это позволяет использовать их при организации различных видов двигательной деятельности детей.
Народные игры можно классифицировать следующим образом:
• по видовому отражению национальной культуры;
• по интенсивности использования движений (малой, средней, высокой интенсивности. Например, «Совушка», «У дедушки Трифона», «У медведя во бору»);
• по типу двигательного действия (Бег, прыжки, броски и ловля мяча и другие):
• по содержанию сложности и построению игры (простые, переходящие,
командные);
• с учетом возрастных особенностей;
• по способу проведения (с водящим, без водящего);
• с предметами, сюжетные;
• по физическим качествам;
• по отношению к структуре образовательной деятельности (для подготовительной, основной, заключительной части занятия);
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождающиеся неожиданными моментами,
заманчивыми считалками, жеребьевками. Считалки, зачины дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор ведущего и точное выполнение правил, чему способствуют ритмичность, напевность, характерное скандирование считалок.
Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой,
активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только, как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде и мировоззрении. Эти игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы календарные народные игры сделать достоянием наших дней.
Русские народные игры, в которые принято было играть во время проведения обрядовых праздников:
. Рождественский сочельник – игры «Два мороза», «Масло», «Орешек»;
2. Зимние святки - игры «Бабка», «Гуськи», «Слепой козел», «Прялица»;
3. Масленица – игры «Каравай», «Горелки», «Горшки», «Лапти», «Пирог»,
«Салки», «Водить козла»;
4. Благовещение - игры «Воробей», «Ворон», «Голуби», «Коршун»,
«Ласточки», «Огородник и воробей»;
5. Вербная неделя – игры «Верба-вербочка», «Захарка», «Мосток»;
6. Троица – игры «Венок», Водяной», «Горячее место»; Пасха – игры «Солнышко-ведрышко», «Береза», Медом или сахаром»;
Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Особенно популярны такие игры, как «Русская лапта», «Жмурки», «Городки», «Горелки», «Уголки», «Гуси- лебеди», «Краски».
Народные игры укрепляют связь между поколениями, воспитывают любовь к родному краю, формируют интерес к изучению игр других национальностей.
Таким образом, народные подвижные игры в сочетании с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную основу и физическое совершенство.
Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Через игру формируется у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создает эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств.


МБДОУ "ЦРР - Д/С №2"