Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Упражнения на релаксацию

Упражнения на релаксацию

1. «Огонь и лед».
Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Дети выполняют упражнение лежа. По команде воспитателя «Огонь» дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно. По команде «Лед» дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Воспитатель несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той или другой.
2. «Ковер – самолет».
Исходная позиция – лежа на спине. Воспитатель поясняет: «Мы ложимся на волшебный ковер – самолет; он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает; ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковер – самолет начинает снижение и приземляется в нашей комнате (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся».
3. «Пляж».
Исходное положение – лежа на спине. Предложите ребенку закрыть глаза и представить, что он лежит на теплом песке. Ласково светит солнышко и согревает его. Веет легкий ветерок. Он отдыхает, слушает шум прибоя, наблюдает за игрой волн и танцами чаек над водой. Пусть прислушается к своему телу. Почувствует позу, в которой он лежит. Удобно ли ему? Пусть попытается изменить свою позу так, чтобы ему было максимально удобно, чтобы он был максимально расслаблен. Пусть представит себя целиком и запомнит возникший образ. Затем нужно потянуться, сделать глубокий вдох и выдох, открыть глаза, медленно сесть и аккуратно встать.
4. «Парусник».
Детям предлагается изобразить свом телом лодку с парусом: встать на колени, носочки оттянуть, пальцами ног касаясь друг друга, пятки несколько развести. Сесть на пятки или между ними. Пальцы рук сплести в замок за спиной. Воспитатель поясняет: «Подул ветерок, и парус расправился, надулся (на выдохе, не расцепляя рук, выпятить грудь, свести лопатки, голову откинуть назад). Ветер утих, и парус сник (на выдохе голову опустить как можно ниже, плечи вперед так, чтобы спина стала круглой)». Усложнение упражнения заключается в том, что ребенок фиксирует руки, например, под пальцами ног, на подошвах или на пятках. Можно также изобразить большой парусник, на вдохе поднимаясь с пяток на колени.
5. «Потянулись – сломались» (лежа на спине).
Руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать. Воспитатель поясняет: «Тянемся, тянемся вверх, выше и выше… Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу)… А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки «сломались» в локтях, в плечах, упали плечи, «повисла голова», «сломались в талии», подогнулись колени, «упали» на пол… Лежим расслабленно, безвольно, удобно… Прислушайтесь к себе. Осталось ли где-нибудь напряжение? Сбросьте его». Во время выполнения упражнения детям следует показать разницу между выполнением команды «опустить кисти» и «сломались в кистях» (расслабленные кисти достигаются только во втором случае); когда дети лежат на полу, педагог должен обойти каждого из них и проверить, полностью ли расслабленно его тело, указать места зажимов.
6. «Росток».
Исходное положение – дети сидят на корточках в кругу, нагнув голову к коленям и обхватив их руками. Воспитатель предлагает: «Представьте себе, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. постарайтесь равномерно распределить стадии роста». В начале освоения этого упражнения на каждый счет называют часть тела, которая активизируется в данный момент при абсолютной пассивности, расслабленности других: «один» - медленно выпрямляются ноги; «два» - ноги продолжают выпрямляться и постепенно расслабляются руки; «три» - постепенно выпрямляется позвоночник (от поясницы к плечам); «четыре» - разводятся плечи и выпрямляется шея, поднимается голова; «пять» - дети поднимают руки вверх, смотрят на них, будто тянутся к солнцу. После этого полезно сразу перейти к упражнению «Потянулись – сломались».
7. «Раскачивающееся дерево» (стоя).
Предложите ребенку представить себя каким-нибудь деревом. Корни – это ноги, ствол – туловище, крона – руки и голова. Начинает дуть ветер, и дерево плавно раскачивается: наклоняется вправо и влево (3 – 5 раз), вперед и назад. Во время выполнения движений необходимо стремиться соблюдать ритмичность дыхания. В результате выполнения упражнения усиливается деятельность внутренних органов, улучшается эластичность легких, кровообращение головного мозга.
8. «Море».
Ребенок вместе с воспитателем рассказывает историю и сопровождает ее соответствующими движениями: «На море плещутся волны маленькие и большие (сначала одной рукой, а затем другой рукой и воздухе рисуются маленькие волны; сцепленные в замок руки рисуют большую волну). По волнам плывут дельфины (волнообразные движения всей рукой вперед). Они сначала вместе, а потом по очереди ныряют в воду – один нырнул, другой (поочередные волнообразные движения рук). За ними плывут их дельфинята (руки согнуты в локтях, прижаты к груди, кисти рук выполняют синхронные волнообразные движения вперед). Они ныряют вместе и по очереди (одновременные и поочередные волнообразные движения кистями рук). Вот так двигаются их хвостики (каждый палец поочередно совершает волнообразные движения). Вместе с дельфинами плывут медузы (руки, сжатые в кулаки, резко разжимаются). Все они танцуют и смеются (вращение рук в лучезапястных суставах)».


МБДОУ "ЦРР - Д/С №2"