Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Выбираем правильные игрушки

Выбираем правильные игрушки

Человек никогда не забывает игрушку, которая в детстве приносила ему столько счастья, даже если ее заменить чем-нибудь получше.
Стивен Кинг
Когда родители приходят в магазин за новой игрушкой для ребенка, нередко их охватывает оторопь. С прилавков глядят люди-пауки, динозавры всех размеров и длинноногие красавицы. На полках теснятся интерактивные игрушки, коробки с развивающими играми, обещающие сделать из ребенка гения и т.д. На первый взгляд, такое изобилие снимает все проблемы с приобретением игрушек, но на самом деле проблема выбора становится только труднее. Как правильно сориентироваться в этом разнообразии? Как выбрать нужную и полезную игрушку?
Обычно выбор игрушки достаточно стихийный процесс. Либо ребенку что-то приглянулось в магазине, и родители решили купить, либо они выбирают подарок в соответствии с внешним видом, размерами и ценой. Отсутствие каких-либо ориентиров в выборе игрушек приводит к бессистемной массовой закупке - чем больше, тем лучше. В результате детские завалены игрушками, а нужных и важных среди них порою нет. Ведь игрушка нужна не только для того, чтобы доставить мимолетную радость.
В игре происходят одновременно два важнейших процесса, в центре которых находится игрушка. С одной стороны, ребенок выражает себя - свой опыт, свои знания и переживания, создает воображаемые образы, вкладывает в игрушку свои слова, мысли. Наблюдая за игрой детей, можно понять их внутренний мир и волнующие их переживания.
С другой стороны, в игре ребенок осваивает мир человеческих отношений и представлений. Любая игрушка всегда заряжена определенным духом своего времени, того общества, в котором она создана. Игрушки, создаваемые взрослыми, всегда отражают мировоззрение этих взрослых, их идеологию, вкусы, моду, достижения, технологии и прочее. Через игрушки дошкольники привыкают к орудиям труда, предметам домашнего обихода, осваивают представления о человеке, о нормах отношений между людьми.
Отдавая предпочтение какой-либо из игрушек, взрослые должны сразу представить, что ребенок будет с ней делать. Игрушка должна стимулировать осмысленную инициативу ребенка, создавать необходимые условия для развития его внешней и внутренней активности; способствовать совершенствованию и становлению новых форм детской деятельности. Соответственно, развивающими можно считать те игрушки, с которыми можно интересно, разнообразно и осмысленно играть. Хорошая игрушка должна, с одной стороны, способствовать развитию ребенка, приносить пользу для его будущего, а с другой – приносить ему удовольствие здесь и сейчас. Необходимым требованием к игрушке является ее соответствие возрастным задачам развития. Например, действия с предметами, которые являются развивающими для ребенка 2–3 лет, могут оказаться бессмысленными и «отупляющими» для дошкольника 4–5 лет. Другое важнейшее развивающее качество игрушки заключается в ее открытости для инициативы ребенка. Чтобы игрушка выполняла свою развивающую задачу, она должна быть открытой для разнообразных форм активности ребенка. Сложные и завершенные игрушки, указывающие малышу, что с ними нужно делать, предопределяют характер детских действий и приковывают ребенка к известным стереотипным движениям. Предметы, предполагающие пусть и полезные, но только стереотипные, однообразные действия, могут стать материалом для упражнений, тренировок, но не для игры. Игрушка должна открывать возможность для превращений и настроений, «внесения» в нее активности и характера: голоса, движений.
Чтобы ребенок хотел самостоятельно играть с игрушкой, она должна быть не только полезной, но и привлекательной. Привлекательность связана как с ее качествами (яркими красками, звучанием, сложностью формы и пр.), так и с возможностью действий. Важно наличие узнаваемого образа (кто это), оно подсказывает характер и особенности поведения персонажа.
Игрушка является не только материалом детской деятельности, но и предметом культуры, вобравшим в себя определенное историческое содержание. Игрушка должна вызывать добрые, гуманные чувства, поддерживать бережное отношение к живому, подчеркивать родственное начало в животных, предметах и, конечно же, в человеке во всех его ипостасях. Недопустимо наличие в игрушке качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессивность, безразличное, объектное отношение к живому и пр. Нельзя не отметить, что для ребенка привлекательно то, что модно, что они видят на экранах телевизоров, что есть у других детей. Поэтому дети часто предпочитают то, что совершенно не подходит для детской игры: монстров, страшилищ, гламурных красоток. Помните, формирование здоровой игровой среды, вкуса и предпочтений - это задача и ответственность родителей.
Игрушки, которых лучше избегать
1. Современные высокотехнологичные игрушки. Часто взрослым кажется, что современным деткам не нужны традиционные игрушки - куклы, мишки, машинки и пр. Все это устарело, ушло в далекое прошлое и сегодня не может развивать детей. А сейчас нужны новые, современные игрушки, которых не было в детстве родителей. Они оснащены электронным, высокотехнологичным оборудованием, которое делает их своеобразными интерактивными роботами, все более похожими на настоящих зверей и детей. Например, куклы-младенцы подробно воспроизводят живого младенца, растут, раздуваются и обратно уменьшаются по воле ребенка. У них есть свой словарный запас и прочие суррогатные подробности «роста и развития ребенка». Игрушечные звери могут «выражать свое отношение» к ребенку. Например, медвежонок, щенок или котенок «обожают обниматься, умеют вилять хвостиком и узнавать голос. «Вот кто станет твоим настоящим другом!» - написано на аннотации. Такие игрушки удивляют, забавляют, кажутся суперсовременными. Однако их никак нельзя назвать развивающими. Дело в том, что с игрушками, напичканными техническими новинками, ребенку не нужно ничего придумывать и воображать. Действия с ними стереотипны и однообразны – нажимай на определенные места и наблюдай, что скажет или сделает игрушка. Ребенок не имеет возможности действовать самостоятельно: оживлять, додумывать, представлять.
2. Работающие копии взрослых предметов. Многие взрослые полагают, что игрушки должны непосредственно готовить ребенка к взрослой жизни, прививать навыки работы с бытовыми и техническими приборами. Современный рынок предлагает большое количество подобных приборов для детей, которые практически воспроизводят настоящие, только в уменьшенном размере. Маленькие электроволновые печки, в которых можно по-настоящему разогреть бутерброд или приготовить кашу, работающие миксеры и электрические утюги, маленькие фены и стиральные машины и, наконец, настоящие детские компьютеры. Однако игра с такими предметами - далеко не лучшее средство обучения. Настоящая игра - это не упражнение в какой-то деятельности. Ребенок, разыгрывая роль шофера, доктора или парикмахера, не приобретает каких-либо полезных навыков. Он не научается ни водить машину, ни лечить больных, ни делать прически. Но то, что он получает, значительно важнее и существеннее для формирования личности дошкольника – он постигает смысл человеческой деятельности, отношения между людьми и приобретает желание стать взрослым.

Остановимся подробнее на описании некоторых игрушек для дошкольников.
Куклы
Одна из самых главных игрушек детей всех возрастов - кукла. В куклы дети играли всегда, причем не только девочки, но и мальчики. Куклы используются для сюжетно- ролевых и режиссерских игр. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, то, что его волнует; воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей. В режиссерской игре используют маленьких куколок, которых удобно взять в руку. Для ролевых игр требуются куклы значительно большего размера: им отводится роль, связанная с ролью ребенка: он – «мама», кукла – «дочка». Куклы могут изображать людей всех возрастов: младенцы, малыши, дети-дошкольники, девочки-подростки, девушки и юноши в расцвете лет. И, наконец, они могут различаться по характеру, что, собственно, и определяет суть игры и роль самой куклы в игре. Например, о кукле-ребенке нужно заботиться, любить, возить в коляске, заворачивать, укачивать и пр. Кукла-красавица, с длинными ресницами и кудрявыми волосами может стать в игре старшей дочкой или подружкой, которая повторяет в своей кукольной жизни слова и действия самого ребенка. А может стать принцессой из волшебной сказки. Хорошо, если у куклы только намечены черты лица. Тогда ребенок может «дорисовать» ее образ за счет своего воображения. Не зря первые народные куклы были без лица. У куклы, подходящей для детской игры, есть несколько признаков: ей присуща детская внешность, не слишком ярко и не слишком подробно прорисованная; у нее отсутствуют телесные признаки пола; ее волосы прочно закреплены на голове; и их можно расчесывать; желательно, чтобы материал, из которого сделана кукла, был мягкий и приятный на ощупь; важно, чтобы такую куклу можно было переодевать и переобувать, не вынимая руки и ноги куклы из ее туловища. Теперь о кукольном гардеробе. Кукольная одежда должна быть такой, чтобы ребенок мог сам снимать и надевать ее. Лучше, если одежда имеет простую застежку, например, липучку или большую пуговицу, завязки, шнуровки с большими петлями. При этом нельзя забывать об обуви. Одежда нужна не только для того, чтобы кукла «не мерзла», но и с точки зрения стимулирования разных движений ребенка: застегнуть, расстегнуть, зашнуровать, натянуть – все это заставляет работать ручки и пальчики. К тому же процесс одевания-раздевания куклы ребенок отождествляет с такой же процедурой в собственной жизни. Ребенок начинает понимать необходимость и человеческий смысл конкретного действия. В кукольном гардеробе ребенка одежды не должно быть много. Как правило, у девочки появляется любимая кукла, с которой хочется делать все вместе: на ночь ее нужно укладывать спать в пижамке или ночной сорочке; печь пироги кукла должна в фартуке (ведь можно испачкаться!), а встречать гостей - в нарядном платье. Ей требуется заплетать косички и делать прически. Для этого нужны расческа и заколки.
Игрушечный транспорт
Транспорт - очень важный атрибут любой игры. Для куклы просто необходимо транспортное средство: летом это машинка, тележка или коляска, зимой кукольные санки. В домашних условиях транспорт также необходим. Можно, например, «ездить в гости» или «путешествовать» по квартире. Это сделает игру более разнообразной. Чем старше ребенок, тем большее значение для сюжетной игры приобретает коляска. Настоящая мама всегда возит своего малыша в коляске. Маленькие куклы могут ездить друг другу в гости и путешествовать в «далекие края». Для их «путешествий» нужно подбирать машинки, подходящие по размеру и сюжету: либо это будет машинка для одной куколки, либо для всей семьи. Главное свойство игрушечной машинки - наличие кузова или сиденья, куда можно кого-то посадить или что-то положить. Ведь основная функция машинки - это перевозка пассажиров или грузов. Хорошо, если в кабину можно посадить шофера. Маленькие машинки, изображающие разные модели автомобилей, нужны не для игры, а для коллекционирования.
Домики
Важнейшее значение для детской игры имеет дом или домик. Он определяет географию игрового пространства, подсказывает ребенку сюжеты и роли. Сегодня в магазинах игрушек продаются разнообразные игрушечные «дома», предназначенные для сюжетных игр. В некоторых вполне может помещаться сам ребенок. Дома могут быть совсем простыми, например, матерчатыми и легко складывающимися в пакет, и сложными довольно громоздкими конструкциями из тяжелых материалов. С виду все это необыкновенно привлекательно, и любой ребенок, увидев подобный дом, будет мечтать о нем. Но степень благоустроенности жилища не сказывается на качестве детской игры. Лучше, если ребенок строит свой дом сам. Для этого подходят столы, стулья, одеяла, покрывала – все, из чего можно создать уютное гнездышко, норку, укрытие. Процесс создания домика приносит ребенку не меньше удовольствия, чем последующее его «обживание». И это удовольствие не заменит никакой покупной дом. Тот же принцип работает и по отношению к домикам для маленьких кукол. Совсем не обязательно покупать его в магазине. Домик из обувной коробки, созданный своими руками, обычно вызывает больший эмоциональный отклик, чем купленный. Ребенок (иногда с помощью взрослого) создает именно такое жилище для своих кукол, которое ему нужно. Это важный опыт проектирования, толчок для творческого мышления и полезное упражнения для ума и для рук. Кроме того, самодельный домик позволяет в процессе игры менять всю обстановку.
Ландшафт
Особенное значение для режиссерских игр приобретает ландшафт. Ландшафт можно создавать самому, используя обычный подручный материал: лоскутки ткани (озера и луга), веточки с листиками или хвоей (деревья), камешки (скалы), палочки или ленточки (дороги и тропинки). Ландшафты можно и купить: продаются отдельные наборы деревьев и кустиков, целых деревень или городов. «Устройство ландшафта» связано с планированием местности в игре: ведь на такой ландшафт мы смотрим сверху. А еще - и это очень важно! - мы можем менять свою точку зрения с помощью создания пейзажа: опускаясь на уровень куколки, посмотреть на открывающийся вид из леса, от реки или с горы; увидеть, как меняется местность по мере продвижения машины или пешехода. Все это способствует развитию наглядно-образного мышления, расширяет представления ребенка, обогащает его мировоззрение.
Игрушки для мальчиков
Традиционно принято разделять игрушки на «мужские» и «женские». Появление куклы в руках у мальчика часто встречает негативную реакцию родителей и даже пугает их. Поэтому мальчики скоро перестают интересоваться куклами и сосредотачиваются исключительно на технике и конструкторах. Однако кукла не может превратить мальчика в девочку или сделать его слишком мягким и женственным. Если же у ребенка есть те или иные проблемы с половой идентификацией, то запретами на игры с куклами их не решить. Кукла, близкая к ребенку по внешнему виду по возрасту может стать и другом, и защитником, и своеобразным зеркалом, с помощью которого малыш учится понимать себя и других людей. Несмотря на явно негативное отношение к куклам в руках мальчиков, многие родители, тем не менее, покупают своим сыновьям разнообразных персонажей современных детских и не очень детских фильмов и мультиков: бэтманов, человеков- пауков и им подобных, которые, по сути, не что иное, как куклы. Однако необходимость таких персонажей как раз вызывает большие сомнения. Любая кукла – образ человека. Вольно или невольно малыш отождествляет себя с ней, а также впитывает представление о том, каким вообще должен быть человек. Куклы-оборотни в этом смысле являются не самыми лучшими примерами для подражания. Кроме кукол и мягких игрушек, мальчикам, как и девочкам, необходимы и все остальные игрушки: мозаики, пазлы, наборы для творчества, настольные игры и т.д. Однако существуют и специфические «мужские игрушки». К ним относится, прежде всего, разнообразная техника. Количество ее в магазинах просто огромно: готовая или собираемая из деталей, с радиоуправлением и без; всякие машинки, поезда, строительные, плавательные и летательные аппараты. Мечту многих взрослых мужчин - действующие железные дороги и гоночные трассы, а также радиоуправляемые машинки, вертолеты и подобные им игрушки, «живущие своей особой жизнью», – не стоит покупать дошкольнику. Такие игрушки оставляют ребенку лишь роль наблюдателя и не требуют работы воображения. Они подойдут скорее младшим школьникам, которые уже могут справиться со сборкой сложных моделей, будут их коллекционировать и устраивать соревнования моделей. По-прежнему не стихают споры вокруг оружия. С давних времен мальчики играли в войну. Вопрос не в том, с чем ребенок играет, а в том, как он играет, и есть ли вообще возможность с этим играть. Появилось много оружия с эффектами: при стрельбе включается фонарик, возникает специфический звук; из оружия могут вылетать «пули» или стрелы. До мелочей похожее на реальное оружие сосредотачивает ребенка на процессе стрельбы и не дает возможности развивать какой-либо сюжет. В этом смысле лучше внешне не такие эффектные, простые пластмассовые или деревянные сабли и пистолеты. В игре возможно использовать только условное оружие, а не совершенное автоматическое приспособление.
Любимой и вполне одобряемой деятельностью для мальчиков является конструирование. Традиционно конструирование рассматривается как создание предметов из отдельных деталей, однако оно может стать основой для сюжетной или режиссерской игры. Постройте домик или целый город, поселите там кого-нибудь. Покажите, как «разговаривают» люди и животные, что они могут делать: гулять, ходить в гости друг к другу, работать и т.д. Скоро вы увидите, с каким удовольствием будет играть ваш мальчик. Среди родителей весьма распространено мнение о том, что игра является забавой, развлечением, словом, пустым времяпрепровождением, которому противостоит «полезное обучение». Однако педагоги и психологи подчеркивают, что игра - это уникальное средство ненасильственного воспитания и развития дошкольников. В настоящей, развитой игре дети могут делать то, чего они не умеют в реальной жизни: придумывают увлекательные сюжеты, делятся друг с другом игрушками, выполняют правила, ждут своей очереди, могут быть терпеливыми и настойчивыми. И главное, все это происходит свободно и добровольно, без нажима и принуждения. А раз игра так значима для развития малыша, то и выбор игрушки приобретает особый смысл. Если мы хотим, чтобы игрушка действительно стала для ребенка развивающей, необходимо более тщательно подходить к ее выбору, а не одаривать малыша многочисленными случайными подарками.
Кухонная утварь
Кухонная утварь имеет особое значение для ролевой игры. В кастрюлю и сковородку ребенок, скорее всего, будет наливать воду - «готовить» всевозможные супы-каши. Поэтому они должны быть вместительными и выносливыми. Для «хорошей хозяйки» необходимы также чашки, тарелки, вилки, ложки, чайник. Возникает необходимость в кухонной плите, утюге, весах. Однако, покупая ребенку эти атрибуты сюжетной игры, нужно помнить: они должны быть предназначены для игры! Маленькая работающая стиральная машина и миксер, взбивающий сливки, не заставляют воображение трудиться. Поэтому, с точки зрения развития игры, в них нет необходимости. Если вы хотите, чтобы ребенок научился обращаться с миксером, дайте ему возможность повозиться с настоящим механизмом под вашим контролем. Если вы хотите, чтобы предмет был включен в игру, выбирайте такие игрушки, которые только похожи на настоящие.
Мягкие игрушки
Одним из самых популярных и распространенных видов детских игрушек являются мягкие игрушки. Они очень важны для детей от 1 года, так как часто становятся для малыша своего рода «друзьями»: он берет их гулять, с ними ест, спит, разговаривает. В подавляющем большинстве случаев «игрушки-подружки» - не куклы и не машинки, а именно мягкие мишки, кошечки, собачки. Особую роль любимые мягкие игрушки играют для малышей в трудные моменты их жизни, когда ребенок чувствует себя одиноким и нуждается в помощи и защите. Например, перед сном, или, когда малыш болеет, или, когда оказывается в незнакомой ситуации. Мягкая игрушка не должна быть слишком большой, чтобы малыш мог самостоятельно взять ее в руки, обнять, перенести. Важно, чтобы игрушка имела четкий, непротиворечивый и понятный образ, чтобы ребенок мог легко ее узнать и назвать: это зайчик, это слон, это медведь. Точный образ подсказывает малышу характер действий героя игры: как он ходит, прыгает или переваливается, как и что ест, как разговаривает. В связи с появлением новых видов «животных» - драконов, динозавров, монстров - это становится проблематичным.
Еще одно важное качество хорошей мягкой игрушки - ее открытость для разнообразных действий малыша. «Жесткие» игрушки с фиксированными конечностями не позволяют варьировать их позу, а значит, менять их настроение, выражение, готовность принять то или иное отношение ребенка. Чем «мягче» мягкая игрушка, тем больше возможностей она открывает для собственных действий и фантазии самого ребенка.
Ну и, конечно, нужно помнить, что игрушек в распоряжении ребенка не должно быть много. Малыш не может одновременно удерживать в сознании более 10-12 предметов. Не надо перегружать его восприятие сотнями ярких вещей. Избыток игрушек у ребенка - одна из серьезных проблем современного детства. Игрушки становятся незаметными, неважными, неразличимыми. Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве детской игры, а, следовательно, на самочувствии и развитии ребенка.

МБДОУ "ЦРР - Д/С №2"