Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Развиваем мелкую моторику в повседневной жизни.

Развиваем мелкую моторику в повседневной жизни.

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
В.А. Сухомлинский

Со становлением речи тесно связано развитие тонких дви­жений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами, или при напряженной работе, наоборот, непроизвольно высовывает язык? Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, ока­зались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты, осо­бенно велика здесь была роль руки. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно такой же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующее совершен­ствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тре­нировки движений пальцев.
Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. Учеными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на разви­тие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшаются внимание, память, слух, зрение. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готов­ности к школьному обучению. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте: именно к 6 - 7 годам в основном заканчивается созре­вание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители, которые уделяют должное внимание упражне­ниям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу несколько задач: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуально развитие ребенка, во-вторых, готовят руку к овладению навыком письма, что в будущем помогает избежать проблем школьного обучения.
Родителей должно насторожить, если ребенок очень активно поворачивает лист при рисовании и закрашивании. То есть он не может менять направление линии при помощи тонких движений пальцев, а делает это поворотом листа, лишая себя тренировки пальцев руки. Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток можно выявить, предложив малышу нарисовать одним движением окружность диаметром примерно 3-4 см (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует вместо окружности овал, окружность значительно меньшего размера или диаметра или будет рисовать ее в несколько приемов, передвигая руку.
Начинать работу по развитию мел­кой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воз­действуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упраж­нения, сопровождаемые стихотворным текстом (например, «Сорока»). Не стоит за­бывать о развитии элементарных на­выков самообслуживания: застегивании и расстегивании пуговиц, завязывании шнурков и т. п. И конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по раз­витию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.
Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук. Со стороны может показаться, что протянуть руку к предмету, достать и взять его настолько просто, что это не заслуживает особого внимания. Но какими простыми ни казались бы эти действия для нас, взрослых, нужно отметить: у ребенка первых месяцев жизни они еще отсутствуют, младенец пока не может выполнять координиро­ванные, целенаправленные действия. Ведь в первые месяцы жизни все дви­жения ребенка, в том числе и движения рук, носят безусловно-рефлекторный характер, то есть возникают без целе­направленного волевого усилия, они непреднамеренны. Целенаправленные, преднамерен­ные действия возникают у ребенка уже в процессе воспитания и обучения его взрослыми.
Пальчиковые игры
Все пальчиковые игры надо начи­нать с небольшой разминки сгибания и разгибания пальчиков, сопровождая упражнение присказкой:
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Перед игрой необходимо обсудить ее ход, показать ключевые комбинации пальцев и кистей рук, основные движения. Сначала движения пальцев выпол­няются в замедленном темпе, чтобы ребенок мог их запомнить и повто­рить, а затем скорость и количество повторений постепенно увеличиваются.
Выполнять пальчиковые игры необ­ходимо вместе с ребенком, показывая свою заинтересованность процессом. Это создает эмоциональный настрой, радостное общение со взрослыми, когда они, как маленькие, вместе с малышом азартно участвуют в игре. Не забывайте, что, как правило, дети воспринимают наши действия зеркально, поэтому, произнося команду «влево», нам придется повернуть руку вправо, и наоборот.
Не ставьте перед ребенком одно­временно несколько задач, к примеру, показывать движения и произносить текст стихотворения, так как объем внимания у детей ограничен, и сложная задача может сразу отбить интерес к игре. В процессе игры стимулируйте проговаривание детьми стихов, помните, что наибольшее внимание ребенка привлекает рифмованная речь, еще лучше, если игра сопровождается пе­нием. Тексты стихов можно пропевать на любые подходящие мелодии.
Если малыш поначалу выполняет что-то неправильно, не делайте резких замечаний, поощряйте успехи. Обычно одна игра, упражнение с пальчиками длятся не более 2-5 минут. Освоив с ребенком два или три упражнения, постепенно усложняйте их различными вариациями, изменяйте правила. Если ребенок отказывается выпол­нять задания, не принуждайте его. По­пробуйте разобраться в причинах отказа или выберите другую пальчиковую игру. Хорошо, если ребенок попробу­ет придумать новые игры, образы и движения.
Чтобы кисти рук ребенка приобрели хорошую подвижность, гибкость, помимо пальчиковых игр, полезно:
— запускать пальцами мелкие волчки;
— катать по очереди каждым паль­цем камешки, мелкие бусины, шарики;
— разминать пальцами пластилин, глину;
— хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе;
— нанизывать на нитку бусины;
— пришивать крупные пуговицы;
— наматывать тонкую цветную нитку (проволоку) на катушку, на свои пальцы;
— завязывать узлы на толстом шнурке;
— закручивать шурупы, гайки;
— мять руками поролоновые ша­рики, губку;
— вязать на спицах;
— вырезать ножницами фигуры из бумаги и т. д.

Фасоль, горох, мелкие предметы ... и мелкая моторика
В играх с крупами и мелкими рассыпными предметами хорошо тренируется ловкость пальцев, развиваются восприятие, внимание и воображение, происходит балансировка всех психических процессов, а также релаксация и гармонизация эмоционально – волевой сферы. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно все задания превратить в игру. Если они покажутся трудными, не отступать и не забывать хвалить даже за небольшие успехи.
1. Возьмите яркий поднос, тонким равномерным слоем рассыпьте любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе - получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, облака), буквы и т. д.
2. Подберите пуговицы, разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.
3. Дайте ребенку круглую щетку для волос или игольчатый массажер, пусть катает их между ладонями, приговаривая:
У сосны, у пихты, елки - очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник, вас уколет можжевельник.
4. Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок «ходит» указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеточкам, стараясь делать шаги на каждый слог. «Ходить» можно пооче­редно, то одной, то другой рукой, а можно и двумя одновременно, говоря:
В зоопарке мы бродили, к каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд: медвежат, волчат, бобрят.
5. Берем пельменницу. Ее поверх­ность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:
Пальцы, как пчелы, летают по сотам
И в каждую входят с проверкою: что там?
Хватит ли меда всем нам до весны,
Чтобы не снились голодные сны?
6. Насыпаем в кастрюлю килограмм гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает как месят тесто, приговаривая:
Месим, месим тесто, Есть в печи место. Будут, будут из печи Булочки и калачи.
7. Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог пере­кладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем дву­мя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.
8. Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), а потом берет следующую горошину потом еще и еще - так набирает целую горсть. Мож­но делать это одной или двумя руками.
9. Две пробки от пластиковых буты­лок кладем на столе резьбой вверх - это «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двига­емся на «лыжах», делая по «шагу» на каждый ударный слог:
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
10. Ребенок собирает спички (или счет­ные палочки) одними и теми же паль­цами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т. д.
11. Строим «сруб» из спичек или счет­ных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.
12. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться - скажу тебе: «Кыш!»
13. Берем веревку (толщиной с мизинец) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные при­способления из бусин, пуговиц и т. д.
14. Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог цепляем прищепку к веревке:
Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку.
15. Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.
16. Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.
Можно два грецких ореха держать в одной руке и вращать их один вокруг другого.
17. Хорошо формирует мелкую моторику рук нанизывание на леску пуговиц, бусинок, макарон, сушек, скрепок, а также выкладывание плоскостных картин с помощью плодов, семян и любых мелких предметов. Все эти задания можно сопровождать словами (стихи, чистоговорки, порядковый счет и т.д.)
Это только малая часть вариантов возможных занятий для развития мелкой моторики, которые можно организовать дома.

МБДОУ "ЦРР - Д/С №2"