Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Когда ребёнок готов учиться читать?

Когда ребёнок готов учиться читать?

Глава I «Не пора ли нам читать?»
Этим вопросом задаются многие родители, едва ребенок научился более-менее правильно произносить все звуки родного языка. Ну а уж если у кого-то из знакомых есть чадо, проявляющее интерес к буквам в раннем возрасте и способное читать слоги, слова и короткие тексты, то «приговор обжалованию не подлежит – учимся тоже читать и точка». Но прежде чем перейти к активным действиям (то есть бежать за букварем в магазин, за советом к подруге или на интернет-форум, в детский клуб - к кубикам Зайцева), постарайтесь ответить себе на два вопроса.
Первый вопрос: для чего я хочу научить малыша читать именно сейчас, когда ему полтора года (три года, пять лет)? (выберите подходящий ответ)
- чтобы маленький человек не тратил драгоценное время зря: раньше всему научится - жизнь будет длиннее;
- если малыша ничему не учить, а только с ним играть, ему будет скучно: в итоге вырастет неинтересный человек;
- надо использовать тягу маленького ребенка к познанию окружающего мира: только в раннем детстве дети впитывают знания как губка;
- пусть научится читать пораньше, ему в школе легче будет;
- раннее развитие предполагает обязательное научение чтению, а мы - за раннее развитие!
А может быть вы придумали свой вариант ответа?
Второй вопрос:что мой ребенок будет делать дальше с этим умением читать?
Колоссальные затраты времени и сил, вложенные в обучение чтению малыша, сойдут на нет буквально в течение 2-3 месяцев, если вы перестанете с ним, якобы «уже умеющим читать», заниматься. Научить складывать буквы или слога в слова - не значит научить ребенка читать. В том, как мы запоминаем, как пользуемся речью и языком, очень важную роль играет понимание смысла прочитанного, соотнесение его с реальной жизнью.
Чтение - это гораздо большее, чем механическое складывание букв в слова, а слов в предложение. Чем больше к моменту обучения чтению у ребенка накопилось собственного прожитого и прочувствованного опыта, с которым он может связать смысл прочитанных слов, тем больше эти слова для него значат. Если малышу приходилось есть яблоко, семечки сажать в горшочек, поливать их, выросший росточек пересаживать на даче, прочитать слово «яблоко» ему будет несравнимо легче.
Чтение это…
Чтение - это волшебная нить, соединяющая мысль ребенка с напечатанным словом.
Чтение - это только верхушка айсберга, которая видна над водой: вся внутренняя работа малыша остается невидимой для нас.
Чтение - это связь всего предшествующего жизненного опыта ребенка с нынешним воспроизведением окружающей его действительности.
Чтение - это одновременно и процесс, и результат. Данный симбиоз, хотим мы этого или нет, невозможен без таких составляющих, как
- особенности личности ребенка;
- отношение ребенка к книгам;
- развитие его мышления и сферы чувств, эмоций;
- словарный запас;
- образ себя (включая самостоятельность);
- отношения с родителями.
Вывод: чтение является результатом физического, умственного, эмоционального и социального развития ребенка. Чтение не одинаково как процесс (когда мы учим читать) и как результат (когда ребенок понимает прочитанное). А мы все удивляемся: одному в три года буквы покажи, через неделю зачитает сам; с другим три года занимайся каждый день, еле-еле по слогам к первому классу слова научится складывать. Ждать быстрого результата «по чтению» у такого малыша бессмысленно, все придет в свое время. Мы же не удивляемся, если занимающиеся в одной и той же изостудии дети-дошкольники рисуют совершенно по-разному - вроде, так и должно быть. А вот читать все почему-то должны научиться одинаково.

fce1ab4a765a27585cde2ac0e266ce2c.jpg
Глава II «Готов ли ребенок учиться читать?»
Это можно проверить, примерно оценив уровень развития его познавательных процессов и некоторых умений. Если на большинство вопросов вы честно дадите положительный ответ, можете активизировать процесс обучения – даже если вашему малышу всего лишь два с половиной или три года.
Развитие познания
1. Владеет ли ребенок умением ориентироваться в пространстве и на листе бумаги: право-лево, выше-ниже, середина–края и т.д..
2. Способен ли ребенок понять простейшие случаи классификации, например, вещи, которые могут катиться, и вещи, которые не могут катиться.
3. Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?
4. Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум три указания взрослых?
5. Может ли ребенок назвать большинство букв алфавита?
Житейский опыт ребенка
6. Приходилось ли ребенку сопровождать вас на почту, в сберкассу, в магазин; бывал ли он в зоопарке, музее; ездил ли на разных видах транспорта?
7. Может ли он объяснить, для чего служат различные вещи - щетка, пылесос, холодильник?
8. Был ли малыш в библиотеке, в книжном магазине?
Языковое развитие
9. Была ли у вас возможность регулярно читать малышу книги или рассказывать истории?
10. Может ли ребенок правильно и точно назвать окружающие его предметы?
11. Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?
12. Может ли малыш конкретно сказать, употребляя предлоги, где расположены предметы: на столе, под столом, около стола?
13. Четко ли малыш выговаривает слова?
14. Правильна ли его речь с точки зрения грамматики?
15. Способен ли он участвовать в общем разговоре, разыграть какую-нибудь ситуацию или сыграть в домашнем спектакле?
Уровень эмоционального развития
16. Выглядит ли ребенок бодрым и веселым (дома и среди товарищей)?
17. Легко ли малышу переключиться при изменениях в привычном распорядке дня?
18. Способен ли он работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?
Общение
19. Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними игрушками?
20. Соблюдает ли очередность, когда этого требует ситуация?
21. Способен ли слушать других, не перебивая?
Физическое развитие
22. Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
23. Развита ли у него координация моторных навыков - игры с мячом, прыжки, спуск и подъем по лестнице?
24. Выглядит ли малыш бодрым и увлеченным? А здоровым, сытым, отдохнувшим?
Зрительные способности и различение
25. Может ли идентифицировать схожие и несхожие предметы?
26. Может ли различать по написанию буквы и короткие слова: б/п, кот/год?
Зрительная память и зрительное восприятие
27. Заметит ли ребенок отсутствие картинки, если ему сначала показали три картинки, а затем одну из них убрали?
28. Знает ли малыш написание своего имени и, хотя бы 4—5 коротких названий предметов (нос, сын, стул, стол, хлеб)?
29. Способен ли ребенок разложить по порядку (то есть в заданной взрослым последовательности) серию картинок?
30. Понимает ли он, что читают слева направо?
31. Может ли самостоятельно сложить пазл из 8-12 частей?
32. Может ли интерпретировать картинку на знакомые темы: сформулировать главную мысль, проследить связи?
Слуховые способности: различение и понимание на слух, запоминание со слуха.
33. Может ребенок рифмовать слова?
34. В состоянии повторить за взрослым несколько слов или цифр?
35. Может различать слова, начинающие с разных звуков: лес/вес, кот/пот?
36. Способен пересказывать услышанную только что историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?
Отношение к книгам
37. Возникает у малыша желание посмотреть книги самостоятельно?
38. Внимательно ли и с удовольствием он слушает, когда ему читают вслух?
39. Задает ли он вопросы о словах и печатных знаках?
Глава III «Почему ребенок не может научиться читать?»
Ну почему же он не хочет читать сам? Долго ли будет продолжаться побуквенное чтение? Когда ребенок начнет слитно читать слова и предложения? А когда он будет понимать и пересказывать то, что прочитал и т.д.? Это очередная серия вопросов, на которые хотят получить ответы родители. Ведь даже к концу 1 класса, а иногда и начальной школы, кто-то из ребят читает бегло и правильно, а кто-то постоянно спотыкается и делает много ошибок.
Что же такое навык чтения? Он включает в себя скорость чтения (Это определенный темп, а не только количество слов за минуту, плавность, соблюдение пауз.), способ чтения, (На начальном этапе - слоговое, а не побуквенное; в дальнейшем – целыми словами, а не по слогам.), смысловую составляющую (понимание прочитанного и выразительность чтения). Даже от ребенка, который только начинает читать короткие слова, мы ждем понимания их смысла.
Овладение способом чтения происходит так: ребенок начинает читать сначала по слогам, затем произносит короткие слова целиком, потом — большую часть слов слитно и лишь некоторые по слогам. На последнем этапе переходит к чтению целых слов и групп слов. Одновременно с этим и увеличивается скорость чтения. Ну а осознание прочитанного зависит от уровня развития речи, от круга интересов, запаса знаний и наблюдений. Читать выразительно — значит правильно находить нужную интонацию, произносить фразы достаточно внятно и громко, делать паузы и логические ударения.
Причины, вызывающие трудности в овладении навыком чтения:
- нарушения артикуляции;
- малое поле зрения;
- низкий уровень развития внимания и памяти:
- недостатки речевого развития, недоразвитие фонематического слуха, бедный словарный запас;
- нарушения пространственных представлений у малыша.
Есть много упражнений для успешного овладения чтением и предупреждения различных нарушений.
Тренируем артикуляцию. Недостаточная подвижность артикуляционного аппарата, невнятность произношения могут тормозить скорость чтения. Язык, губы, нижняя челюсть работают не согласованно, плохо переключаются с произнесения одного звука на другой. Поможет решить эту проблему артикуляционная гимнастика, а также чтение чистоговорок и скороговорок. Просите малыша четко артикулировать слова и увеличивайте скорость их произнесения. Устраивайте такие разминки каждый раз перед чтением в течение 5 минут. («Шу-шу-шу — я письмо пишу». «Ры-ры-ры —мы спускаемся с горы». «Са-са-са — прилетела в сад оса»).
Расширяем поле зрения. Установлено, что объем поля нашего зрения при восприятии зрительной информации значительно влияет на скорость чтения. Увеличить его помогут несложные упражнения.
„Что вокруг?” Найдите на стене или в окружающем пространстве какую-либо точку, на которой ребенок зафиксирует взгляд. Попросите. глядя на нее, назвать видимые справа и слева от малыша предметы.
„Цифровая таблица” (размер 15x15 см) Положите таблицу перед глазами ребенка. попросите зафиксировать взгляд на квадратике в центре. Пусть малыш, не переводя взгляд, назовет все цифры, которые он видит. Начинать тренировку можно с близких к центру цифр, постепенно расширяя поле зрения.
Развиваем внимание и память. Умение сосредоточиться и сконцентрироваться очень важно для результативности работы. Если внимание вашего ребенка рассеянно, и он не может длительно сосредоточиться на чтении, потренируйтесь в выполнении таких несложных упражнений.
„Запомни, нарисуй” В течение 2 секунд покажите малышу карточку с изображенной на ней фигурой, буквой, набором букв, коротким словом (например, „РПНТ", „СТЛШГ", „ДОМ” и т.д.). Попросите его записать, нарисовать то, что он запомнил. Увеличивайте объем материала по мере тренировок.
„Слушай внимательно" Скажите ребенку, что вы ему дадите задачку, а результат он должен записать только тогда, когда последует команда: „Пиши!" Пример задания: „У меня есть два числа — 2 и 3. Сложи первое и второе. Из того, что получится, вычти 1. Пиши!” Меняйте варианты задания, усложняя количество действий.
„Перепутанные линии” Нарисуйте путаницу из линий, каждая из которых имеет номер в своем начале. Задача малыша — проследить глазами каждую линию слева направо и в конце поставить ее номер.
„Фигуры из спичек" Выложите фигуру из спичек и накройте ее листом бумаги. На 1-2 секунды приподнимите бумагу, покажите фигуру ребенку, затем спрячьте ее снова. Пусть малыш посчитает, сколько спичек вы использовали, и выложит из них то, что он запомнил.
„Сколько ты запомнишь?” Предложите вашему малышу запомнить 3-4 картинки и назвать их по памяти. Затем он должен отыскать их среди 10-12 похожих. Можно использовать карточки с буквами или цифрами, постепенно увеличивая количество запоминаемых картинок.
Развиваем речь и слух. Дети со сложностями в речевом развитии составляют группу риска при обучении чтению. Это те ребята, которые поздно начинают говорить, имеют проблемы со звукопроизношением, речь их отличается бедностью словарного запаса, неумением грамотно и четко построить предложение, описать какое-то событие или пересказать сказку. Особое внимание уделите развитию фонематического слуха. Здесь вам пригодятся такие игры.
„Назови слово” Придумывайте слова на определенные буквы („А", „К". „Т”, „3” и т.д.). Пусть слово или начинается на заданную букву, или заканчивается ею.
„Поймай звук” Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит, например, букву „К” в словах, которые вы ему называете.
„Придумай новое слово” В этой игре необходимо заменить вторую букву в слове так, чтобы получилось другое слово, например: „ДЫМ — ДОМ”, „КОТ — КИТ”, „РУКИ — РАКИ”.
„Подбери слово” Попросите малыша подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: „Какой?”, „Какая?”, „Какое?” (Яблоко (какое?) — спелое, сочное, румяное, зеленое и т.д. Зима (какая?) — снежная, лютая, морозная. промозглая. Дом (какой?) — высотный, кирпичный, низкий, разрушенный).
„Один — много” Это упражнение хорошо тренирует грамматические навыки. Предложите назвать по картинкам слова, используя сочетания со словами „один — много”. Например, один человек — много людей, одна скамейка — много скамеек. Объясните, что есть слова, которые нельзя изменить, „пальто”, „пианино”.
„Придумай предложение” Дайте ребенку задание придумать предложения, используя следующие слова и словосочетания: „холодное лето”, „колючий куст”, „смешной котенок”, „проливной дождь”, „веселая поездка”, „длинный поезд”.
„Закончи фразу” Начните предложение, не договаривая слово, пусть малыш угадает конец. (В саду растут ми... Зимой на улице мо... Щенок грызет ко...)
Ориентировка в пространстве. Дети к началу школьного обучения должны хорошо ориентироваться в схеме своего тела, знать, где „право — лево”, „верх — низ” не только на себе, но и в окружающем пространстве, на листе бумаги – это тоже основа для беглого чтения.
„Найди точку” Попросите малыша дотронуться правой рукой до левого уха, потом левой рукой — до правого колена, указательным пальцем правой руки до левого плеча.
„Возьми предмет” Из разложенных перед ребенком игрушек он должен по команде взять в правую (левую) руку названную игрушку.
„Накрой ладошкой” Разложите на столе картинки. Предложите накрыть правой рукой, например, яблоко, а левой — машинку. Пусть малыш скажет, что лежит под правой, а что под левой рукой.
„Путешествие ручкой по листу бумаги” Скажите ребенку, что отправляетесь в путешествие. Для этого в левом верхнем углу листа попросите нарисовать машину. Переместитесь в правый нижний угол, где надо нарисовать домик. От домика вы затем поедете к речке в левый нижний угол.
„Выложи узор" Выкладывайте буквы и узоры из спичек, счетных палочек. Конструирование букв из спичек — захватывающее занятие. Попросите малыша, например, переложить спичку так, чтобы из буквы „Н” получилась буква „П”.
„Графические диктанты” Важно научить ребенка ориентироваться на листке в клеточку. Он должен видеть правый, левый, нижний и верхний углы клетки, ее стороны. Попросите малыша поставить точку в левом верхнем углу клетки и двигаться по клеточкам по вашей команде: „Одна клетка вниз, одна вправо, одна вверх, одна вправо, две клетки вниз, одна вправо, две клетки вверх, одна вправо, две вниз”. Дальше пусть малыш продолжит узор до конца строки. Усложняйте узоры. Детям нравится такая игра — всегда интересно знать, что же „за зверь” получится в результате.
Не забывайте постоянно хвалить и поощрять ребенка. Занятия должны вызывать интерес и проходить в игровой форме. Ситуация успеха сейчас совершенно необходима вашему крохе. Пусть ему будет весело и интересно, и тогда вы со временем воспитаете настоящего книгочея!

МБДОУ "ЦРР - Д/С №2"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное 
учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 2»