Одним из значимых показателей развития дошкольника в периоде его готовности к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, то есть развитие графомоторных умений. У дошкольников с ОНР, в силу особенностей их речевого и познавательного развития, формирование графомоторного навыка вызывает большие трудности. Это связано с низким уровнем развития моторики и координации движений, с недостаточностью пространственной ориентировки и отсутствием самоконтроля. Процесс формирования графомоторных навыков всегда физиологически и психологически сложен, ведь при письме в координированную деятельность вовлекаются кора головного мозга, органы слуха, зрения, многие мышцы тела.
И мы, взрослые, можем помочь ребенку, используя разнообразные приемы, направленные на узнавание контуров и изображений знакомых предметов. Одно из самых интересных направлений этой работы - графические диктанты. Вообще-то, диктант - одна из «классических» школьных форм контроля и обучения, т.к. есть и словарные и математические диктанты. В нашем же случае под диктантом понимается просто рисование по клеточкам - очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики, координации движений, усидчивости.
Выполняя предложенные задания, ребенок расширит кругозор, увеличит словарный запас, научится ориентироваться в тетради, познакомится с разными вариантами изображения привычных предметов. Чтобы удачно справиться с заданием, кроме конкретных предметных умений, требуются предельное внимание, умение четко выполнять инструкцию и встраиваться в общий ритм работы группы. Интересные и разнообразные задания хорошо помогают родителям и педагогам планомерно подготовить ребенка к школе и предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, «зеркальное письмо», неусидчивость и рассеянность. Регулярные графические диктанты развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику, координацию движений, старательность.
Графический диктант можно выполнять в разных вариациях, например, вот так.
- Ребенку предлагают образец рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.
- Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух и рассказывает, что за изображение получилось. 3. Диктанты с раскрашиванием.
- Взрослый говорит, сколько и в каком ряду обвести и закрасить клеток, дети на слух выполняют задание.
Можно усложнить любое задание, внося в него элементы творчества. Например, продолжить по образцу (если это «линейный узор»), перерисовать в зеркальном отражении, предложить ребенку самому придумать узор или рисунок и продиктовать свое изображение ребятам. Эти два типа заданий наиболее сложны и требуют определенного уровня развития различных навыков ребенка.
Дети нашей группы начали учиться «рисовать под диктовку» еще в среднем возрасте и уже достигли определенного мастерства. Вот какие замечательные диктанты-рисунки на тему «Труд на селе» у нас получились.
Обратите внимание на индивидуальность и фантазию каждого ХУДОЖНИКА!