Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Для чего ребенок спит?

Для чего ребенок спит?

Чаще всего на вопрос о том, для чего ребенку нужен сон, отвечают: «Для отдыха». На самом деле это лишь одно из назначений сна.
f5cd5572e972caaef81642c3c5c45f89.jpg
Чередование сна и бодрствования представляет собой яркий пример ритмической деятельности организма. Регулярная смена одного состояния другим - один из важнейших биологических законов, соблюдение которого обеспечивает длительное сохранение физиологических возможностей отдельных органов и систем и поддержание жизнеспособности в целом.
Сон - не просто отдых, во время которого происходит восстановление потраченной за день энергии. Это сложный комплекс физиологических и психофизиологических процессов, которые могут осуществляться только при отключении организма от внешних раздражающих воздействий. Происходящие в процессе сна изменения нервных центров регулируют состояние гормональной системы, обмена веществ, деятельность внутренних органов, во время сна происходят переработка и запоминание информации, улучшается процессы памяти. В то время, когда сознание перестает контролировать интеллект, обостряется интуиция. Одновременно с возрастным развитием механизмов сна у ребенка формируется автоматическая регуляция мозгового кровообращения, сердечного ритма, внешнего дыхания, теплообмена. Сон повышает стрессоустойчивость организма. Для детей сон - это один из важнейших механизмов, позволяющих наилучшим образом приспосабливаться к изменяющимся условиям среды.
Активность мозга во время сна.
Сон - это не однородное состояние покоя, а активная (для ребенка раннего возраста -основная) деятельность мозга. Она подчинена определенному ритму. Выделяют два различных функциональных состояния сна, отличающиеся по электрической активности, вегетативным, психическим и двигательным компонентам поведения: фазу медленного и фазу быстрого сна.
Фаза медленного сна, или «сон без быстрых движений глаз» состоит из нескольких стадий:
1-я стадия дремота. Перед внутренним взором ребенка появляются причудливые картины, которые быстро утрачивают связь с реальностью
2-я стадия характеризуется появлением особой электрической активности мозга и вегетативными изменениями, которые проявляются уменьшением частоты сердечных сокращений, урежением дыхания, расслаблением скелетной мускулатуры. В это время не происходит активной мыслительной деятельности.
3—4-я стадии самый глубокий» сон. Во время которого появляются особые длинные электрические волны — дельта-волны. «Дельта-сон» наступает через 1—3 часа после засыпания, в это время ребенка трудно разбудить. Если он все же просыпается, то может быть испуг, обусловленный вегетативными реакциями. Пробуждение на этой стадия не сопровождается воспоминанием сна. Продолжительность «дельта-сна» связана с продолжительностью бодрствование перед сном, она увеличивается при недосыпании.
Во время медленного сна происходит восстановление обмена веществ в головном мозге, в нервных клетках накапливается энергия в виде особых «энергетических» молекул. Принципиально, что в эту фазу осуществляются процессы роста. Усиливается синтез белков и нуклеиновых кислот под действием гормона роста, секреция которого и происходит в первые часы сна. В эту же фазу сна изменяется обработка информации головным мозгом. Отключившись от внешних импульсов, он переходит к обработке импульсов, поступающих из собственного организма. Эту фазу сна можно назвать -механизмом налаживания тонких взаимодействий между клетками и системами, которые периодически повреждаются или утрачиваются в процессе бодрствования.
Фаза быстрого сна или «сон с быстрым движением глаз», характеризуется несинхронной электрической активностью мозга, свойственной периоду напряженного бодрствования, хотя ребенок крепко спит. На фоне низкого тонуса скелетных мышц наблюдаются движения глаз, пальцев, лицо подергивается, дыхание прерывисто. Усиливается эмоционально-психическая деятельность мозга, иногда она даже выше чем в покое. Однако о отличие от бодрствования в быстром сне функционируют только некоторые участки мозга. В эту фазу ребенок видит сны, если его разбудить, он проснется быстро и сможет вспомнить сновидения. Значение фазы быстрого сна заключается в том, что происходит блокировка информации, поступающей от органов чувств к мозгу, и он начинает интенсивно обрабатывать ту информацию, которая были получена во время бодрствования и сохранилась в памяти. Если у нас сложная ситуация, то ее решение и программа поведения происходит в фазу быстрого сна. В эту фазу также наблюдаются интенсивное строение нервных клеток.
Последовательная смена фаз быстрого и медленного сна составляет один цикл. У взрослого здорового человека отмечается 4-6 завершенных циклов сна. У ребенка 3-5 лет их 6-7. В первые годы жизни фаза быстрого сна занимает около 50% времени всего сна, снижаясь к 3-5 годам до 30%, к 16 годам - до 28%, ко взрослому периоду жизни - до 25% Между фазами сна происходит незапоминаемое пробуждение (5—7 раз за ночь).
Общая продолжительность сна связана как с возрастом, так и с темпами роста ребенка. По мере взросления продолжительность сна уменьшается. В течение первых 2 пет ребенок проводит в состоянии сна в общей сложности 14 из 24 месяцев, но именно в этом периоде осуществляется феноменально быстрое развитие мозга. В интервале 2-5 пет время сна сравнивается с бодрствованием, и далее длительность бодрствования начинает превышать длительность сна. Однако в те периоды жизни, когда ребенок активно растет (особенно в подростковом возрасте), потребность во сне увеличивается. В целом же длительность сна, характерная для каждого человека и необходимая для хорошего самочувствия, определяется генетическими особенностями и внешними влияниями. У молодых людей значимым фактором может быть волевой контроль (поздний отход ко сну и просыпание по звонку будильника).
С возрастом изменяется не только общая продолжительность сна, но и его количественное распределение между ночью и днем. У новорожденного сон наступает несколько раз в сутки и днем и ночью. К концу первого месяца выявляется тенденция к преобладанию ночного сна над дневным. У ребенка старшего возраста и здорового взрослого сон наступает один раз в сутки ночью.
Особенности дневного сна.
В течение первого года происходит постепенное уменьшение числа дневных засыпаний с 4 - 5 на первом месяце до 1-2 к концу года. В 1.5-2 года дети обычно засыпают после еды. если их укладывают. Многие из них около часа играют в постели, а затем спят 2-2,5 часа. Просыпаются медленно и не всегда в хорошем настроении. В 3 года ребенок быстрее засыпает и просыпается в хорошем настроении. После 4 лет отмечается индивидуальное отношение ко сну. Время дневного сна обычно приурочено к 16-17 часам.
Особенности ночного сна.
У новорожденного сон длится 17 -19 часов, к концу года - примерно 13 часов. В 1.5 года ребенок обычно засыпает в 19-21 ч., перед сном длительно играет, часто зовет маму. Ночью может просыпаться, но успокаивается легко. В 2,5-3 года дети часто поют или говорят перед засыпанием, под различными предлогами требуют маму. У многих детей появляются тревожные сновидения. В 4 года они сами берут игрушки в постель, любят слушать сказку. После 5 лет время засыпания индивидуально, а рано встав дети часто идут в постель к родителям. В 7 лет ребенок спит около 10-11 часов, тратит на засыпание около получаса. В 10 лет сон длится 8-9 часов, многих детей беспокоят неприятные сновидения. В 11-12 лет время отхода ко сну устанавливается родителями, дети ложатся спать не потому что хотят, а потому что так надо. После 13 лет они уже руководствуются ощущениями потребности в сне. Появляются индивидуальные различия в виде «сов» и «жаворонков», продолжительность сна – 8-10 часов. После 15 лет период засыпания сокращается, меньше сновидений, реже беспокоят кошмары.
Необходимо учитывать возрастные особенности. Например, подросткам пубертатного периода свойственно более позднее включение физиологических механизмов сна. Это явление получило название «синдром запаздывающего сна подростка». Если подросток при этом вынужден рано вставать, то его работоспособность будет ухудшена. Есть и некоторые половые различия. В частности, девочки нуждаются в большей длине сна, чем мальчики. Раскрыты биологические ассоциации между ночным сном и световым режимом. Если ребенок спит в освещенной комнате, то его эндокринная система воспринимает такую ситуацию как день и начинает активно функционировать, что приводит к разбалансировке всего организма.
Поза и двигательная активность во сне.
С возрастом изменяются и такие параметры сна как поза и двигательная активность. Поза во время сна не является произвольной или случайной. Она отражает поэтапное созревание нервной системы ребенка.
1 Поза новорождённого: положение на спине, руки скрещены, ноги согнуты, перекрещены и подтянуты к животу.
2. На 9-й день происходит критическая перемена позы. Возникает так называемый пластический тонус, проявляющийся в застывании конечностей в приподнятом состоянии или в том положении, которое придает им мать. Пластический тонус может сохраняться до 6 месяцев.
3. С 6 месяцев до 1.5 лет характерна расслабленная поза с раскинутыми руками и ногами.
4. С 1.5 лет ребенок может принимать различные позы, но излюбленная - положение на животе.
5. С 3-х лет формируется любимая поза.
6. Взрослый может засыпать в любом положении.
7. Старики вновь принимает позу младенца.
Здоровый ребенок во время ночного сна совершает до 80 различных движений туловищем конечностями, головой - это повороты с боку на бок, перемещение рук, головы С возрастом общее количество движений уменьшается, но усиливается их пробуждающий эффект.
Причины и последствия расстройства сна у детей.
У детей первого полугодия жизни нарушения сна чаще всего связаны с кишечными коликами, невротизацией при рахите, повышенным внутричерепным давлением. С 5-6 месяцев они могут быть обусловлены трудным прорезыванием зубов. Иногда у детей раннего возраста сбиваются суточные биоритмы и они путают день и ночь. После 2 лет причинами нарушенного сна могут быть ночные ужасы и ночные кошмары. При ночных кошмарах ребенок просыпается с криком и плачем, сердцебиение учащено, ребенок не реагирует на родителей. Утром он ничего не помнит, поскольку эти эпизоды происходят во время глубокого сна без сновидений. Ночные ужасы (страхи) также сопровождаются криком и плачем, но ребенок при этом просыпается и рассказывает о страшном сне. Утром он может вспомнить ЭТОТ сон.
Очень серьезной причиной нарушение сна являются дыхательные расстройства, проявляющиеся периодической задержкой дыхания, храпом и сопровождающиеся беспокойным сном, часто ночным недержанием мочи. Они встречаются у детей всех возрастов, но наиболее часто у дошкольников. Нарушение дыхания приводит к уменьшению насыщения крови кислородом и кислородному голоданию тканей, прежде всего мозга и сердца. Днем такие дети жалуются на головные боли, они постоянно сонливы и в то же время раздражительны. Снижение памяти и нарушение внимания приводят к ухудшению обучения и поведения
Для возбудимых детей характерно говорение во сне, скрежетание зубами. У детей от 5 до 12 лет (чаще у мальчиков) бывает хождение во сне (лунатизм, сомнабулизм), возникающее в 3-4-й стадиях сна. Ребенок передвигается с открытыми глазами и хорошо ориентируется. Каждый третий эпизод заканчивается пробуждением Некоторые дети возвращаются в постель и утром ничего не помнят. Особыми нарушениями двигательной активности во сне являются качания и биения. При качаниях ребенок резко выбрасывает в стороны руки, тело, голову. При биениях спящий ребенок бьется лицом о подушку, приподнимаясь на руках. Эти явления отражают незрелостъ глубинных структур мозга и обычно с возрастом проходят.
Даже небольшой, но регулярный дефицит сна может быть причиной отставания в развитии функций головного мозга. Дети со сниженным умственным развитием обычно страдают различными нарушениями сна. Плохой сон снижает контроль над эмоциями, но справедливо и обратное - нарушение сна является чувствительным барометром повышенной нервозности напряжения и страха. Систематическое нарушение сна отражается и на иммунитете: недосыпающие болеют чаще и дольше. Нарушения сна, особенно в первую половину ночи, ощутимо притормаживают рост ребенка.
Существует масса рекомендаций по организации сна, чтобы ребенок легко ложился и полноценно отдыхал ночью. Основные их них сводятся к следующим:
1. Соблюдайте режим.
2. За 1- 2 часа до отхода ко сну никаких громких криков и сложных игр, следует исключить активные занятия спортом, не давать смотреть поздним вечером телевизор и тем более нельзя позволять ему перед сном сидеть за компьютером.
3. Исключить «тяжелую» пищу из ужина. Последний прием пищи должен осуществляться за несколько часов до сна, исключение составляют лишь грудные дети.
4. В хорошо проветренной и чуть прохладной комнате ребенок сможет быстро и крепко заснуть.
5. Ритуал перед сном, который меняется с возрастом, но всегда это 3–4 последовательных действия, которые увлекают, но не разыгрывают, расслабляют, плавно подводят ко сну, насыщают любовью и заботой.

МБДОУ "ЦРР - Д/С №2"