Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Занятие по познавательному развитию

Занятие по познавательному развитию

Конспект
непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию
Тема: «Птицы весной».
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Приоритетная образовательная область – «Познавательное развитие».
Задачи приоритетной области:
Ø Расширять представления дошкольников о приметах весны, интерес к весенним явлениям природы;
Ø Закреплять представления о перелетных птицах, о весенних изменениях в их жизни;
Ø Воспитывать любовь к пернатым;
Ø Иметь представление о русских народных праздниках, продолжать знакомить с народными приметами, закличками;
Ø Развивать мыслительную деятельность, внимание, наблюдательность.
Задачи образовательных областей в интеграции:
Речевое развитие:
Ø Способствовать развитию речи как средства общения, поощрять речевую активность детей;
Ø Активизировать и пополнять словарь дошкольников (перелетные птицы, их название, форма предметов, части тела птиц и т.д.).
Социально-коммуникативное развитие:
Ø Способствовать развитию общения и взаимодействию ребенка со сверстниками и взрослым.
Художественно-эстетическое развитие:
Ø Учить рисовать птиц, используя свою ладонь;
Ø Учить предавать в рисунке характерные особенности птиц;
Ø Упражнять в подготовке руки к письму.
Физическое развитие:
Ø Формировать двигательные умения и навыки во время физкультминутки;
Ø Способствовать созданию благоприятного психологического климата
Словарная работа: обогащать и активизировать словарь (перелетные птицы, название птиц, название птенцов птиц, название домиков птиц, название геометрических форм, народные праздники и т.д.)
Методические приемы: беседа, рассматривание иллюстраций, ситуативный разговор, здоровьесберегающие технологии, индивидуальная работа.
Формы организации деятельности детей:
1. Работа в коллективе;
2. Совместная деятельность с педагогом.
Здоровьесберегающие технологии:
· Пальчиковая гимнастика;
· Физкультминутка.
Материалы:
Демонстрационный – плакат «Перелетные птицы», картинки птиц; домики птиц – гнездо, скворечник; картинки для игры: гнезда круглой и треугольной формы, скворечник, иллюстрации празднования народного праздника Жаворонки.
Раздаточный – геометрические фигуры (по количеству детей треугольники, круги, прямоугольники или квадраты), листы бумаги для рисования формат А-4; восковые мелки, цветные карандаши, прищепки.
Предварительная работа:
· Во время прогулки наблюдение за птицами, подкормка птиц.
· Проведение подвижных и дидактических игр про птиц.
· Работа по развитию речи – составление рассказов по мнемотаблицам и серии картинок о весне, птицах.
· Чтение-рассматривание книг о весне, птицах, фотографий, иллюстраций.
· Работа в центре изодеятельности: рисование птиц с использованием трафаретов.
· Просмотр мультимедийных презентаций по теме «Весна», «Птицы весной», «Весна глазами художников» и т.д.
Структура занятия:
1.Вводная часть.
Аудиозапись «Звуки весеннего леса». Определение темы занятия.
2. Основная часть.
· Беседа «Перелетные птицы»;
· Игры «Скажи одним словом», «Назови птенца»;
· Физкультминутка;
· Рисование птиц при помощи ладошки.
3. Заключительная часть.
Рефлексия.
Ход занятия.
Вводная часть (мотивационный этап, определение проблемной ситуации)
Воспитатель: Есть в марте день один, особенный, когда день становится равным ночи, а потом световой день будет расти дальше, а ночь – уменьшаться. В этот день считается, что весна входит в свои права. Еще в этот день встречали раньше на Руси гостей дорогих. А как зовут этих гостей, мы с вами узнаем, когда послушаем запись.
Звучит запись «Звуки весеннего леса»
Воспитатель: А какое время года вы представляли, когда слушали запись? (время года – весна)
Воспитатель: Где можно услышать эти звуки? (в парке, в лесу, на улице)
Воспитатель: Назовите звуки, которые вы узнали (ручеек, капель, пение птиц)
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Воспитатель: Вот вы и назвали гостей, которых встречали люди весной – это птицы. А как называются птицы, которые возвращаются в наши леса из теплых краев? (перелетные)
Воспитатель: Назовите перелетных птиц (грач, скворец, соловей, ласточка, журавли, трясогузка, жаворонок…)
Обратить внимание на плакат на мольберте.
Воспитатель: А почему птицы улетали? (птицы питаются насекомыми, а зимой насекомые прячутся, птицам нечего есть)
Воспитатель: Молодцы. А зачем птицы возвращаются? (петь красивые песни, строить гнёзда, выводить птенцов)
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем
1. Игра: «Скажи одним словом».
· Если у птицы длинный хвост? (длиннохвостая)
· У аиста ноги длинные, поэтому его называют (длинноногим)
· У соловья звонкий голос, поэтому его называют (звонкоголосым)
· Если у птицы черная голова? (черноголовая)
· Если у птицы белый бок? (белобокая)
2. Игра «Назови птенца»
Воспитатель: Ребята, весной у птиц появляются птенцы, они любопытные и непослушные, как и все дети. Как называются птенцы у скворца? (Скворчата)
Воспитатель: Как называются птенцы у кукушки? (Кукушата)
Воспитатель: А если он один? (Кукушонок)
Воспитатель: Как называются птенцы у галки? (Галчата)
Воспитатель: Как называются птенцы у воробья? (Воробушки)
Воспитатель: Вы сказали, что птицы будут выводить птенцов, посмотрите, какие разные жилища у птиц. Как они называются? (гнездо, скворечник)
Рассмотреть гнезда, скворечник. (Дети подходят к столу)
Воспитатель: Назовите форму гнезда (круглая, треугольная) Показ картинок
Воспитатель: Назовите форму скворечника (прямоугольная или квадратная) Показ картинки
Воспитатель: Давайте поиграем, вы будете птичками. Днем птички летают, на ночь птички прилетают в домики. Чтобы знать, в каком домики вы живете, предлагаю взять каждому из вас по одной геометрической фигуре. Каждый из детей берет по одному кругу, треугольнику или прямоугольнику (квадрату). Как только я скажу «день», вы – птички летаете, если я говорю «ночь», все птички летят в свои домики. Будьте внимательны.
Физкультминутка.
Игра проводится 2-3 раза, в тот момент, когда «птички летают», воспитатель меняет расположение домика в группе, задача детей – не ошибиться в выборе.
Воспитатель: Молодцы, вот мы немножко отдохнули.
Как я уже говорила, на Руси был праздник – День встречи птиц, его еще называли Жаворонки. Потому что считали, что в этот день возвращаются птицы – жаворонки и весна вступает в свои права. В этот день делали птиц из глины, соломы, перышек, ленточек, пекли булочки в форме птиц, их так и называли – жаворонки. Люди выходили на улицу, угощали друг друга, развешивали сделанных птиц на деревья, сажали на крыши домов, насаживали на палочки и бегали с ними, пели веселые песни, заклички о птицах и весне.
И я вам предлагаю сделать птичек, чтобы скорее наступила теплая весна.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Мы будем рисовать птиц при помощи ладошки.
Прежде, чем рисовать, сделаем разминку для рук и пальчиков.
Пальчиковая гимнастика «Скворечник».
Распилю пилой дощечки – вжик, вжик, вжик, вжик.
Сколочу из них скворечник - тук, тук, тук, тук.
Прилетайте птицы в гости – к нам, к нам, к нам, к нам.
Мы скворечники повесим - тут и там, тут и там
Дети имитируют движения распиливания дощечки – ребром ладони по столу
Дети имитируют движения заколачивания гвоздей – кулачок бьет по кулачку
Выполняют движения махи кистями рук к себе
Движение кистей рук вперед-назад, вправо-влево, локти стоят на столе
Кристина (Егор) покажет всем на мольберте, а вы выполняете за столом. Свою ладошку располагаем в центре листа, большой пальчик смотрит вниз. Обводим ладонь. Там, где у нас должна быть рука рисуем голову птичке – круглую или овальную, клюв и глаз. Большой палец будет крылом, а другие пальчики – хвостиком. Раскрасьте своих птичек.
Детям предлагаются восковые мелки и цветные карандаши.
Воспитатель: Пока вы рисуете, послушайте заклички, песни о весне.
Кто закончил, прикрепляйте свои работы на ленточки.
Заключительная часть.
(Дети на ковре перед шторой из лент).
Рефлексия.
Воспитатель: Птички у всех получились яркие, красивые. Как вы думаете, с какой птичкой подружится весна. Дети называют и объясняют свой выбор.

МБДОУ "ЦРР - Д/С №2"