Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Взаимодействие с родителями детей, направленное на формирование успешной личности ребенка.

Взаимодействие с родителями детей, направленное на формирование успешной личности ребенка.

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого, в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В.А. Сухомлинский.
Может быть слова В.А. Сухомлинского актуальны в наше время как никогда прежде. Наша жизнь стала жестокой, нас окружает насилие, произвол, зло, эгоизм, ложь, а лучшие человеческие ценности – гуманизм, патриотизм и долг – осмеиваются. Но я считаю, что в какое бы время и в каком обществе мы не жили, нравственные ориентиры остаются одни – честность, справедливость, порядочность, трудолюбие и доброта.
«Не злато и серебро, а в жизни всех превыше Ценилось в людях добро! Добро и очаг под крышей…»
Семья – важнейший институт общества, микро группа, в которой происходит физическое и духовное взросление человека. Дошкольная педагогика рассматривает семью как субъект воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на значении семьи в формировании личности, на ее воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия детского сада и семь в образовательном процессе.
Поэтому заботясь о развитии способностей ребенка, нельзя упускать из виду важнейшую среди них – способность при всех обстоятельствах быть человеком, личностью. Успешное развитие и воспитание успешной личности ребенка возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Роль семьи в формировании личности является исходной, определяющей. Ни один из социальных институтов общественного воспитания не может сравниться с ней в этом отношении. Семья вскармливает и физически развивает ребенка; обеспечивает первичную социализацию, помогает стать ребенку социально-компетентным человеком, обеспечивает защитную функцию; создает уникальную (не воспроизводимую никаким другим социальным институтом) атмосферу любви, эмоциональной насыщенности и теплоты индивидуальных отношений, тем самым обеспечивая важнейшие условия гармоничного, полноценного эмоционально-психического созревания личности, через семейное общение осуществляется речевое, интеллектуальное и нравственное ее развитие.
По определению профессора социальной педагогики Анатолия Викторовича Мудрика, “семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой”.
Микросоциальный заказ родителей на образовательные услуги ДОУ на данный момент, выступает, как заказ на развитие индивидуальности каждого ребенка, его познавательной активности, на развитие у детей художественно-эстетических представлений и способностей, творческого освоения окружающего мира на основе сохранения здоровья и формирования привычки к здоровому образу жизни, на воспитание гуманных и патриотических чувств у ребенка. Особенно, если дошкольник – выпускник.
Поэтому, необходимость и важность взаимодействия ДОУ и семьи очевидны. Социально – психологическая защищенность, успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в детском саду и дома, поэтому важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания.
Особенно актуальна взаимосвязь педагогов с родителями при подготовке ребенка к школе.
Для успешного взаимодействия с родителями детей, посещающих коррекционную подготовительную к школе группу, педагогами могут быть выбраны следующие направления работы:

1. Формирование у родителей установки на сотрудничество с педагогами ДОУ.
2. Помощь в адекватной оценке возможностей ребенка.
3. Повышение педагогической компетентности родителей:
· обучение родителей специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком дома;
· обучение родителей специальным воспитательным приемам, необходимым для коррекции личности ребенка.
4. Организация работы с семьей различными формами:
Форма работы: Интерактивная - анкетирование;
· Виды:
- диагностика;
- дискуссия;
- «круглые столы»;
- конференции;
- вечера вопросов и ответов;
- консультации специалистов.
Форма работы: Традиционная - тематические часы;
· Виды:
- родительские собрания;
- вечера отдыха;
- семейные спортивные и интеллектуальные состязания;
- творческие конкурсы.
Форма работы: Просветительская - использование СМИ для освещения проблем воспитания и обучения детей;
· Виды:
- организация родительского всеобуча;
- выпуск бюллетеней, информационных листков;
- стенды и уголки для родителей.
Форма работы: Государственно-общественная - создание попечительских советов, советов ДОУ, родительских комитетов.
Любая форма и тематика занятий с родителями предусматривает педагогическое просвещение родителей с целью гармоничного развития и воспитания личности ребенка.
К примеру:
1. Общее родительское собрание. Познакомить родителей с сущностью приоритетного направления ДОУ. Кратко и доступно раскрыть суть Программы, по которой работает ДОУ, задачи, стоящие перед ним. Можно познакомить родителей с результатами проведенной диагностики психического развития детей.
2. «Круглые столы» на актуальные темы по различным проблемам и полноценного развития личности дошкольников. В них принимают участие старший воспитатель, психолог, воспитатели групп и другие специалисты. Участники свободно общаются друг с другом. Целесообразно использовать такие методы, как постановка дискуссионных вопросов, анализ педагогических ситуаций, сообщения специалистов по проблеме, обмен опытом родителей, ответы на их вопросы специалистов. Здесь же можно показать родителям открытое (или в видеозаписи) занятие с детьми, организовать выставку литературы для детей и родителей по проблеме.
3. Наглядные формы работы с родителями включают подготовку памяток, папок – передвижек, материала на стендах, фотовыставки и др.
4. Консультации могут быть устными и письменными, плановыми и неплановыми, т.е. стихийно возникающими по инициативе одной из сторон. Тематика консультаций разнообразная, например, «Развитие представлений об окружающем», «Способы получения ребенком знаний», «Развитие инициативы детей». Письменные (заочные) консультации удобны тем, что у педагога есть время подготовиться к освещению проблемы, выявить потребности родителей в знаниях.
Так, готовится ящичек или конвертик для вопросов родителей с изображенным на нем вопросительным знаком, в который родители опускают записки с вопросами. «Почта» обрабатывается, готовятся ответы на интересующие вопросы в разной форме, к примеру информация на стенде «Спрашивали - отвечаем», консультации специалистов «Консультация по вашей просьбе», родительский всеобуч «Вечер вопросов и ответов» и т.д.
5. Дискуссия (диспуты) – это активная форма повышения педагогической культуры родителей, предусматривающая обсуждение актуальных проблем воспитания детей в семье; предусматривается спор, определение позитивных точек зрения на поставленный вопрос. Очень актуальна дискуссия по проблеме формирования успешной личности детей с родителями подготовительной группы, заранее пригласив специалистов: учителей начальных классов, психолога, воспитателя подготовительной группы. Используются такие методы, как постановка спорных вопросов, предоставление слова специалистам, анализ педагогических ситуаций, педагогические рекомендации и пожелания учителей начальной школы. Рекомендуется проведение дискуссий по аналогии с телевизионными «Ток-шоу»: например, разделить участников на две группы; первая – те, кто считает, что умственное развитие ребенка – это умение читать, писать, считать; вторая – оппоненты с противоположной точкой зрения. Главное – это разностороннее и гармоничное развитие ребенка, его познавательная активность. Необходимо дать возможность высказаться представителям противоположных мнений, предоставить слово специалисту, аргументировать правильную точку зрения. Для повышения интереса слушателей к проблеме можно привести в качестве примера продукты детского творчества, высказывания детей, видеоролики и т.д. В конце подводится итог. Соблюдая принцип систематичности и последовательности следующие дискуссии могут быть на темы «Роль книги в развитии ребенка», «Семья на пороге школьной жизни», «Возможности семьи в речевом развитии ребенка».
6. «Устные журналы». Эта форма может проводиться регулярно с заданными рубриками, имеющими место в том или ином журнале. Например, «Советы специалиста», «Это интересно знать», «Чем и как занять ребенка» и др.; рубрики наполняются педагогическим содержанием по теме. Например, советы может дать психолог, логопед и др. специалисты. В «Устном журнале» освещаются актуальные проблемы интеллектуального развития ребенка.
7. Семинары предполагают обсуждение актуальной темы с привлечением компетентных специалистов. Установка – не навязывание «правильной» позиции родителя, а рассмотрение спектра мнений по тому или иному вопросу. К примеру «Роль и функции отца в воспитании и развитии ребенка старшего дошкольного возраста», «Не нужен и клад, коль в семье – лад!».
8. Педагогический практикум – это форма, предполагающая выработку у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических проблем и является своеобразной тренировкой педагогического мышления родителей – воспитателей. К примеру педагогический практикум «Целительная сила Сказок» - убедительно доказывает, что сказка поможет ребенку избежать страхов и стрессов, обрести свою личность, научит его преодолевать трудности и не падать духом в самых сложных ситуациях.
9. Конференция (пресс-конференция, вечер вопросов и ответов) – это не только форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и укрепление знаний о воспитании детей, но и метод объединения активных родительских сил, социальных партнеров, которые ДОУ может умело направить в нужное русло.
10. Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм относится проведение педагогами дошкольных учреждений таких совместных праздников и досугов в группе, как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я – дружная семья», «Праздник урожая» и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
11. Клубная форма – как организация работы с родителями сыграет немаловажную роль. Например, Клуб“ Заботливые родители”. Его Целью может являться осуществление тесного контакта между родителями и специалистами детского сада учителями-логопедами, психологом, что способствует приобретению дополнительных знаний родителями в области воспитания и обучения своих детей. Педагоги демонстрируют видеоматериалы занятий, показывают фрагменты индивидуальной и подгрупповой работы с детьми, представляют наглядные пособия, которые легко изготовить дома для игр и занятий с детьми. По каждой теме воспитатели выставляют печатный материал в родительские уголки. Принимая участие в работе клуба, родители начнут более объективно оценивать уровень развития ребенка и возможности его обучения. Тематика работы клуба может быть разнообразна: “Ваш ребенок”, “Оптимизация детско-родительских отношений”, “Сохраняем и укрепляем здоровье детей”, “Влияние музыки на психическое развитие ребенка”, “Коррекционная педагогика для всех”.
12. В настоящее время широкое распространение приобретают «Дни открытых дверей». Данная форма сотрудничества использовалась и ранее. Однако сегодня можно говорить о данной форме общения педагогов и родителей как нетрадиционной, в связи с изменением принципа взаимодействия педагогов и родителей. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. «Погружение» в жизнь дошкольного учреждения способно в большей степени продемонстрировать родителям особенности воспитания и обучения детей в детском саду. Длительное наблюдение ребенка в новой обстановке позволяет родителям иначе взглянуть на него и на воспитание в домашних условиях.
Благодаря взаимодействию с педагогами ДОУ и участию в жизни детского сада родители приобретут опыт педагогического сотрудничества как со своим ребенком, так и с педагогической общественностью в целом, а дальнейшее общение с учителями не вызовет у них затруднений, потому что они будут готовы к диалогу, сумеют отстоять собственную точку зрения и интересы ребенка, а если потребуется, то и защитить его.

МБДОУ "ЦРР - Д/С №2"