МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №115 – ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА
Преемственность детского сада и начальной школы в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Ст.воспитатель
Перякина О.В.
Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.
Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования является важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.
Цели:
- создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.
- обеспечить систему непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.
- создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.
- увлечь детей детского сада перспективой школьного обучения, вызвать желание учиться в школе.
Задачи:
-Способствовать укреплению и сохранению здоровья дошкольников, готовящихся к обучению в школе.
-Всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.
-Создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка.
Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой.
В ФГОС результаты освоения программы дошкольного и начального образования находятся в преемственной связи и подразделяются в свою очередь на предметные, метапредметные и личностные.
Дошкольное образование |
Начальное образование | ||
1 |
Знания, умения, навыки по образовательным областям и в процессе овладения разными видами деятельности. |
Предметные результаты (знания, умения, навыки). |
|
2 |
Универсальные предпосылки учебной деятельности: умение слушать и слышать, доводить начатое до конца, воспринимать критику и др |
Метапредметные результаты (школьно – значимые функции): мелкая моторика, слуховое и зрительное восприятие, умение договариваться, ставить цель и др |
|
3 |
Характеристики мотивационного развития (желание учиться, идти в школу). Эмоционально волевое развитие, морально – нравственное (терпеть, поступать не как я хочу). |
Личностные результаты: потеря детской непосредственности, формирование адекватного поведения, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества… |
|
Федеральный государственный образовательный стандарт – это государственный инструмент системных обновлений дошкольного образования.
Одна из важнейших задач Федерального государственного образовательного стандарта обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
Реорганизация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ представляет собой:
• замену учебного блока на образовательные области
• увеличение объема совместной деятельности взрослого и детей
• изменение содержания совместной деятельности взрослого и детей
• изменение объема и содержания образовательной деятельности.
Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами дошкольного учреждения, школы и родителями воспитанников.
Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от сформированности у детей познавательных интересов в детском саду. Интерес ребёнка дошкольного возраста – это его память, внимание, мышление. Развитие познавательного интереса ребенка в детском саду решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях. Ребенка в детском саду необходимо научить размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы. Размышление одного ребенка способствует развитию этого умения у других.
Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка.
Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.
В этом заключается деятельностный подход (сознание формируется в деятельности), который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Через действие начинается понимание.
Портрет выпускника
Выпускник ДОУ | Выпускник начальной школы |
Физически развитый, овладевший основными культурно – гигиени-ческими навыками. Любознательный, активный Эмоционально отзывчивый Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками Способный управлять своим поведением, планировать свои действия соблюдать нормы и правила поведения Имеющий первичные представления о семье, себе, обществе и государстве, мире, природе Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умение работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватно возрасту Овладевший необходимыми умениями и навыками |
Выполняющий правила поведения здорового и безопасного образа жизни Любознательный, активно познающий мир Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки Уважающий и принимающий ценности семьи и общества Любящий свой народ, свой край, свою Родину Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности Метапредметные результаты Предметные результаты |
Требования Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:
• ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.
• ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительноотносится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.
• ребёнок обладает развитым воображением, фантазией, творчеством и т.д.
• у ребёнка развита крупная и мелкая моторика.
• ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, может следовать социальным нормам.
• ребёнок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования
Целевые ориентиры Программы не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников.
Формы осуществления преемственности:
I. Работа с детьми:
1) экскурсии в школу;
2) посещение школьного музея;
3) знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
4) участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
5) выставки рисунков и поделок;
6) встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;
7) совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
участие в театрализованной деятельности;
9) посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе.
II. Работа с педагогами:
1) совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
2) семинары, мастер- классы;
3) круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
4) проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
5) взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
6) открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
7) педагогические и психологические наблюдения.
III. Работа с родителями:
1) совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
2) круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
3) консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;
4) дни открытых дверей;
5) анкетирование, тестирование родителей;
6) образовательно - игровые тренинги и практикумы для родителей
7) визуальные средства общения;
заседания родительских клубов
Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.
По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.
Ожидаемые результаты
1. Обеспечение успешности ребенка на начальных этапах обучения
2. Снижение процента первоклассников с высоким уровнем дезадаптации к школьному обучению
3. Положительная динамика освоения основных общеобразовательных программ каждым ребенком
4. Общая положительная динамика психического и физического здоровья детей
5. Мотивационная готовность детей к обучению в школе
6. Создание системы преемственности ДОУ и школы как необходимое условие непрерывного образования
План работы по преемственности МБДОУ №115 и МОУ СОШ № 58 на 2014-2015 учебный год
Стратегическая идея:
· обеспечить высокий уровень развития личности;
Приоритетные направления для начальной школы:
· формирование у детей умения учиться, создание условий, при которых обучение становиться для ребёнка благом, основной формой самовыражения;
Приоритетные направления для дошкольного учреждения:
· раннее развитие комплекса личностных качеств и свойств, обеспечивающих лёгкий, естественный переход ребёнка в школу;
Главная цель:
· реализация единой линии общего развития ребенка, т.е. духовного, психического и физического на этапах дошкольного и школьного детства.
Создавая преемственные связи, соединяющие воспитание и обучение детей детского сада и начальной школы в целостный педагогический процесс необходимо строить его на единой организационной, методической, психодиагностической и коррекционно-развивающей основе.
Задачи детского сада и школы
I. Обследовать полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленный на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.
II. Формировать фундаментальные личностные качества ребенка, которые служат основой успешности школьного обучения.
III. Развивать мыслительную деятельность детей по математике в 1 классе и подготовительной группе.
IV. Продолжать укреплять физическое здоровье детей через внедрение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий работы.
План преемственности д/с и школы на 2014-2015 учебный год.
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
Методическая работа | |||
1 |
- День знаний; -Обсуждение плана совместной работы |
Сентябрь |
Завуч Зам. зав. по УВР |
2 |
Знакомство воспитателей подготовительной группы с программой обучения и воспитания начальной школы. |
Сентябрь |
Завуч Зам. зав. по УВР |
3 |
- Обновление информации в уголке для родителей будущего первоклассника; - Организация предметной среды для сюжетно-ролевой игры «Школа». |
Октябрь ноябрь |
зам. зав по УВР воспитатели |
4 |
- Подведение итогов адаптации первоклассников; - Анализ успеваемости первоклассников за учебный год; |
январь- май |
зам. директора по УВР, психолог, учителя |
5 |
- Составление списков будущих первоклассников |
апрель-май |
зам. зав. по УВР |
6 |
Взаимопосещение занятий учителями начальных классов в детском саду и воспитателями подготов. группы в школе: - во второй половине года: цель: знакомство с уровнем полученных знаний, умений, навыков и творческих способностей детей. |
Апрель |
Завуч Зам. зав. по УВР Учителя нач. классов Вос-ли. подг.гр. |
7 |
Педагогические совещания. Вопросы для обсуждения: - актуальные задачи по формированию интереса к процессу обучения и его мотивации. |
Январь |
Завуч Зам. зав. по УВР Психолог |
8 |
Вопросы преемственности физического воспитания в ДОУ и школе. |
Декабрь |
Инструктор по физ. воспитанию |
9 |
Посещение педагогического совещания в школе по итогам работы за 2013 – 2014 г. |
Май |
Зам. зав. УВР |
Работа с родителями | |||
1 |
Круглый стол «Ребенок на пороге школы. Что это значит?» - Родительское собрание для будущих первоклассников - Анкетирование родителей «Ваш ребёнок скоро станет школьником» |
январь |
Зам. директора по УВР Психолог Зам. зав. по УВР |
2 |
Консультации по итогам диагностики к школьному обучению в подготовительной группе |
Январь |
Вос-ли подг.гр. |
3 |
Готовность детей к школьному обучению. |
Апрель |
Психолог |
4 |
Родительские собрания в подготовительных к школе группах с приглашением учителей начальных классов. Родительские собрания «Задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе»; «Итоги усвоения программы детьми подготовительной к школе группы» |
М ай |
Вос-ли подг.гр. |
Работа с детьми | |||
1 |
Экскурсия в школу на праздничную линейку. |
Сентябрь |
Зам. зав. по УВР Воспитатели подг. группы |
2 |
Экскурсии в школу: ü Знакомство со спортивным залом; ü Знакомство с созданием школы; ü Знакомство с классами (кабинетами); ü Знакомство с библиотекой. |
В течение года |
Зам. зав. по УВР Воспитатели подг. гр. |
3 |
Взаимопосещение Новогодних утренников |
Декабрь |
Зам. зав. по УВР, завуч |
4 |
Тематические выставки «Что должен уметь первоклассник»; «Поступление в школу важное событие в жизни детей» |
Февраль |
воспитатели подг.гр. психолог |
5 |
Выставка-обмен детских рисунков детских рисунков детей подготовительной группы и учеников 1 класса «Дети и правила дорожного движения» Выставка работ будущих первоклассников «Я рисую школу» |
ноябрь апрель |
Воспитатели, уч. нач.классов |
6 |
Участие первоклассников в празднике «До свидания, детский сад» |
май |
учителя, воспитатели, муз руководители |