Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

взаимодействие школы и детского сада в свете реализации ФГОС

взаимодействие школы и детского сада в свете реализации ФГОС

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №115 – ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА
Преемственность детского сада и начальной школы в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Ст.воспитатель
Перякина О.В.
Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.
Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования является важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.
Цели:
- создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.
- обеспечить систему непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.
- создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.
- увлечь детей детского сада перспективой школьного обучения, вызвать желание учиться в школе.
Задачи:
-Способствовать укреплению и сохранению здоровья дошкольников, готовящихся к обучению в школе.
-Всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.
-Создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка.
Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой.
В ФГОС результаты освоения программы дошкольного и начального образования находятся в преемственной связи и подразделяются в свою очередь на предметные, метапредметные и личностные.

Дошкольное образование

Начальное образование

1

Знания, умения, навыки по образовательным областям и в процессе овладения разными видами деятельности.

Предметные результаты
(знания, умения, навыки).


2

Универсальные предпосылки учебной деятельности: умение слушать и слышать, доводить начатое до конца, воспринимать критику и др

Метапредметные результаты (школьно – значимые функции): мелкая моторика, слуховое и зрительное восприятие, умение договариваться, ставить цель и др


3

Характеристики мотивационного развития (желание учиться, идти в школу).
Эмоционально волевое развитие, морально – нравственное (терпеть, поступать не как я хочу).

Личностные результаты: потеря детской непосредственности, формирование адекватного поведения, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества…

Федеральный государственный образовательный стандарт – это государственный инструмент системных обновлений дошкольного образования.
Одна из важнейших задач Федерального государственного образовательного стандарта обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
Реорганизация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ представляет собой:
• замену учебного блока на образовательные области
• увеличение объема совместной деятельности взрослого и детей
• изменение содержания совместной деятельности взрослого и детей
• изменение объема и содержания образовательной деятельности.
Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами дошкольного учреждения, школы и родителями воспитанников.
Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от сформированности у детей познавательных интересов в детском саду. Интерес ребёнка дошкольного возраста – это его память, внимание, мышление. Развитие познавательного интереса ребенка в детском саду решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях. Ребенка в детском саду необходимо научить размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы. Размышление одного ребенка способствует развитию этого умения у других.
Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка.
Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.
В этом заключается деятельностный подход (сознание формируется в деятельности), который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Через действие начинается понимание.
Портрет выпускника
Выпускник ДОУ
Выпускник начальной школы

Физически развитый, овладевший основными культурно – гигиени-ческими навыками.
Любознательный, активный
Эмоционально отзывчивый
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками
Способный управлять своим поведением, планировать свои действия соблюдать нормы и правила поведения
Имеющий первичные представления о семье, себе, обществе и государстве, мире, природе
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умение работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватно возрасту
Овладевший необходимыми умениями и навыками

Выполняющий правила поведения здорового и безопасного образа жизни
Любознательный, активно познающий мир
Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества
Любящий свой народ, свой край, свою Родину
Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности

Метапредметные результаты

Предметные результаты


Требования Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:
• ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.
• ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительноотносится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.
• ребёнок обладает развитым воображением, фантазией, творчеством и т.д.
• у ребёнка развита крупная и мелкая моторика.
• ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, может следовать социальным нормам.
• ребёнок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования
Целевые ориентиры Программы не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников.
Формы осуществления преемственности:
I. Работа с детьми:
1) экскурсии в школу;
2) посещение школьного музея;
3) знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
4) участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
5) выставки рисунков и поделок;
6) встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;
7) совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
8) участие в театрализованной деятельности;
9) посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе.
II. Работа с педагогами:
1) совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
2) семинары, мастер- классы;
3) круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
4) проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
5) взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
6) открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
7) педагогические и психологические наблюдения.
III. Работа с родителями:
1) совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
2) круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
3) консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;
4) дни открытых дверей;
5) анкетирование, тестирование родителей;
6) образовательно - игровые тренинги и практикумы для родителей
7) визуальные средства общения;
8) заседания родительских клубов
Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.
По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.
Ожидаемые результаты
1. Обеспечение успешности ребенка на начальных этапах обучения
2. Снижение процента первоклассников с высоким уровнем дезадаптации к школьному обучению
3. Положительная динамика освоения основных общеобразовательных программ каждым ребенком
4. Общая положительная динамика психического и физического здоровья детей
5. Мотивационная готовность детей к обучению в школе
6. Создание системы преемственности ДОУ и школы как необходимое условие непрерывного образования
План работы по преемственности МБДОУ №115 и МОУ СОШ № 58 на 2014-2015 учебный год
Стратегическая идея:
· обеспечить высокий уровень развития личности;
Приоритетные направления для начальной школы:
· формирование у детей умения учиться, создание условий, при которых обучение становиться для ребёнка благом, основной формой самовыражения;
Приоритетные направления для дошкольного учреждения:
· раннее развитие комплекса личностных качеств и свойств, обеспечивающих лёгкий, естественный переход ребёнка в школу;
Главная цель:
· реализация единой линии общего развития ребенка, т.е. духовного, психического и физического на этапах дошкольного и школьного детства.
Создавая преемственные связи, соединяющие воспитание и обучение детей детского сада и начальной школы в целостный педагогический процесс необходимо строить его на единой организационной, методической, психодиагностической и коррекционно-развивающей основе.
Задачи детского сада и школы
I. Обследовать полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленный на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.
II. Формировать фундаментальные личностные качества ребенка, которые служат основой успешности школьного обучения.
III. Развивать мыслительную деятельность детей по математике в 1 классе и подготовительной группе.
IV. Продолжать укреплять физическое здоровье детей через внедрение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий работы.
План преемственности д/с и школы на 2014-2015 учебный год.
п/п
Мероприятия
Сроки
Ответственный
Методическая работа

1

- День знаний;
-Обсуждение плана совместной работы

Сентябрь

Завуч
Зам. зав. по УВР

2

Знакомство воспитателей подготовительной группы с программой обучения и воспитания начальной школы.

Сентябрь

Завуч
Зам. зав. по УВР

3

- Обновление информации в уголке для родителей будущего первоклассника;
- Организация предметной среды для сюжетно-ролевой игры «Школа».

Октябрь


ноябрь

зам. зав по УВР

воспитатели

4

- Подведение итогов адаптации первоклассников;
- Анализ успеваемости первоклассников за учебный год;

январь-

май

зам. директора по УВР,
психолог, учителя

5

- Составление списков будущих первоклассников

апрель-май

зам. зав. по УВР

6

Взаимопосещение занятий учителями начальных классов в детском саду и воспитателями подготов. группы в школе:

- во второй половине года:
цель: знакомство с уровнем полученных знаний, умений, навыков и творческих способностей детей.






Апрель


Завуч
Зам. зав. по УВР
Учителя нач. классов

Вос-ли. подг.гр.


7

Педагогические совещания.
Вопросы для обсуждения:
- актуальные задачи по формированию интереса к процессу обучения и его мотивации.

Январь

Завуч
Зам. зав. по УВР Психолог


8

Вопросы преемственности физического воспитания в ДОУ и школе.

Декабрь

Инструктор по физ. воспитанию

9

Посещение педагогического совещания в школе по итогам работы за 2013 – 2014 г.

Май

Зам. зав. УВР
Работа с родителями
1

Круглый стол «Ребенок на пороге школы. Что это значит?»
- Родительское собрание для будущих первоклассников
- Анкетирование родителей «Ваш ребёнок скоро станет школьником»

январь

Зам. директора по УВР

Психолог
Зам. зав. по УВР
2

Консультации по итогам диагностики к школьному обучению в подготовительной группе

Январь

Вос-ли подг.гр.
3

Готовность детей к школьному обучению.

Апрель

Психолог
4

Родительские собрания в подготовительных к школе группах с приглашением учителей начальных классов.
Родительские собрания «Задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе»; «Итоги усвоения программы детьми подготовительной к школе группы»

М ай

Вос-ли подг.гр.
Работа с детьми
1

Экскурсия в школу на праздничную линейку.

Сентябрь

Зам. зав. по УВР Воспитатели подг. группы
2

Экскурсии в школу:
ü Знакомство со спортивным залом;
ü Знакомство с созданием школы;
ü Знакомство с классами (кабинетами);
ü Знакомство с библиотекой.

В течение года

Зам. зав. по УВР Воспитатели подг. гр.
3

Взаимопосещение Новогодних утренников

Декабрь

Зам. зав. по УВР, завуч
4

Тематические выставки «Что должен уметь первоклассник»; «Поступление в школу важное событие в жизни детей»


Февраль

воспитатели подг.гр.
психолог
5

Выставка-обмен детских рисунков детских рисунков детей подготовительной группы и учеников 1 класса «Дети и правила дорожного движения»
Выставка работ будущих первоклассников «Я рисую школу»

ноябрь





апрель

Воспитатели,
уч. нач.классов
6

Участие первоклассников в празднике
«До свидания, детский сад»

май

учителя, воспитатели,
муз руководители

МБДОУ "ЦРР - Д/С №2"