МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ №115 – ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА
Программа
совершенствования методического обеспечения системы работы по повышению профессиональной компетенции педагогов
Старший воспитатель
Перякина О.В.
Введение
Новые социально-экономические отношения в современном обществе обусловили изменения, происходящие в системе дошкольного образования, развитие которой в последнее время поднялось на более высокий уровень. Обновление содержания и изменение условий образовательной деятельности, усложнение функций ДОУ в новых экономических условиях повлекли за собой значительные преобразования организации управления, потребовали совершенствования управленческой системы.
Наибольшую актуальность представляют вопросы:
· Как определить новые задачи детского сада?
· Какая идея должна быть положена в основу преобразования его развития?
· Как стимулировать педагога к повышению профессиональной компетенции?
· Как и какие условия необходимо создать для творческого роста педагога с учетом его индивидуальных особенностей профессиональной подготовки, способности к коммуникативности.
Сегодня педагогические работники дошкольных учреждений призваны решать сложные задачи перестройки системы дошкольного образования. От воспитателя в значительной степени зависят психологический климат в группе, эмоциональный комфорт каждого ребенка, успешное развитие и обучение воспитанников. Анализ ситуации в ДОУ показывает, что методы работы, уровень знаний, умений у части педагогов недостаточен для выполнения их профессиональных обязанностей в современных условиях.
Воспитатель ДОУ в настоящее время должен осознавать значительность своей социальной миссии, обеспечивать полноценное воспитание детей и их психологическую защиту.
Анализ показывает, что в методической работе в ДОУ имеется группа проблем.
Недостаточная результативность работы по развитию профессионального мастерства педагогов:
· не происходит ожидаемого роста профессионального мастерства, рационального использования внутреннего потенциала;
· недостаточно развиваются различные профессиональные умения (рефлексивные, прогностические, аналитические, целеполагания, проектировочные, организационно-деятельностные, коммуникативные, контрольно-оценочные);
· слабо формируются умения, необходимые для инновационной, исследовательской, экспериментальной деятельности;
· отсутствуют навыки психологического самоанализа собственной педагогической деятельности.
Для решения данной группы проблем были опреде цели, задачи и основные направления работы методической службы
.
Организация методической работы
Методическая служба – связующее звено между деятельностью педагогического коллектива дошкольного учреждения, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом. Она содействует становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов.
Ориентируясь на гуманизацию целенаправленного процесса воспитания и обучения детей, методическая служба призвана обеспечить:
Ø достижение воспитанниками дошкольного учреждения установленных государством образовательных стандартов;
Ø построение образовательного стандарта на основе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободе человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; воспитание ответственности за свое здоровье, формирование основ здорового образа жизни;
Ø адаптацию ДОУ к социальному заказу и особенностям развития воспитанников;
Ø светскость образования.
Цель методической службы
Обеспечение деятельности системы внутреннего управления в организации, совершенствовании, стабилизации и развитии методической работы: переориентация педагогического сознания на новые ценности образования, на личностно ориентированный подход в организации образовательного процесса, перевод методической системы на диагностическую основу; подготовка педагога как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, личностной самореализации, самоорганизации.
Задачи методической службы
Ориентированы на реализацию программы развития детского сада, а так же реализацию годовых задач деятельности учреждения на текущий год:
Ø обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки воспитателей и специалистов;
Ø создание условий для повышения профессиональной компетенции, роста педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога;
Ø организация активного участия педагогов в планировании, разработке и реализации образовательных проектов, в инновационных процессах;
Ø проведение мониторинговых и аттестационных процедур для объективного анализа развития дошкольного учреждения и достигнутых результатов;
Ø повышение уровня образованности (знаний, умений и навыков), воспитанности (в том числе первоначальных общеучебных умений и навыков и развитости воспитанников;
Ø осуществление обмена опытом между членами педагогического коллектива;
Ø изучение, обобщение и трансляция педагогического опыта.
Основные направления деятельности методической службы
Аналитическая деятельность
- мониторинг профессиональных и информационных потребностей педагогов ДОУ;
- создание базы данных о педагогических работниках ДОУ;
- выявление затруднений дидактического и методического характера;
- сбор и обработка информации о результатах учебно-воспитательной работы педагогов ДОУ;
- изучение, обобщение и распространение педагогического опыта воспитателей и специалистов ДОУ;
- изучение и анализ состояния и результатов собственной деятельности (методической работы), определение направлений ее совершенствования.
Информационная деятельность
- формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.)
- ознакомление педагогических работников ДОУ с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы;
- информирование педагогов ДОУ о новых направлениях в развитии дошкольного образования, видеоматериалов, рекомендациях, нормативных, локальных актах;
- создание видеотеки.
Организационно-методическая деятельность
- изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи: молодым специалистам, педагогическим работникам в период подготовки к аттестации, в межаттестационный и межкурсовой периоды;
- прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной подготовки педагогов ДОУ, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования;
- организация и проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, конкурсов и других форм работы с педагогами;
- участие в разработке программы развития ДОУ;
- методическое сопровождение подготовки педагогов к участию в конкурсе профессионального мастерства;
- организация проведения экспертизы авторских методических материалов.
Консультационная деятельность
- организация консультационной работы для педагогов ДОУ (индивидуальное, групповое консультирование);
- популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических и психологических исследований;
- консультирование педагогов ДОУ и родителей по вопросам обучения и воспитания детей.
Образовательная деятельность
- формирование инновационой направленности в деятельности педагогического коллектива;
- организация работы по изучению новых образовательных программ, нормативных документов, инструктивно-методических материалов;
- повышение уровня теоретической, психолого-педагогической подготовки педагогов;
- специализация и углубление знаний, обогащение новыми педагогическими технологиями, формами, методами, средствами;
- оказание научно-методической помощи педагогам на диагностической индивидуально-дифференцированной основе;
- консультативная помощь педагогам в организации самообразования;
- повышение общего уровня профессиональной педагогической культуры;
- помощь в адаптации к новым условиям педагогической деятельности.
Контрольно-диагностическая деятельность
- стимулирование деятельности педагога;
- сочетание административного, коллективного контроля с самоанализом, самоконтролем, самооценкой каждого педагога;
- установление соответствия результатов образовательного процесса основным нормативам и стандартам;
- внедрение педагогической диагностики на основе информационно-аналитической деятельности.
Регулятивно-коррекционная деятельность
- отслеживание поэтапных результатов образовательного и оздоровительного процессов;
- разработка и адаптация к условиям ДОУ мониторинговых методик и программ по длительному наблюдению за педагогической деятельностью, осуществляя прогноз, коррекцию развития личности, образовательного и оздоровительного процессов.
Мотивационно-целевая деятельность
- стремление к достижению планируемого результата, выбор цели;
- планирование работы педагогического коллектива в соответствии с поставленными задачами и должностными обязанностями педагога;
- обеспечение способов и средств для реализации образовательного процесса.
Планово-прогностическая деятельность
- выбор идеальных и реальных целей, разработка программ для их достижения;
- обеспечение перспективного и текущего планирования в системе;
- согласованность прогнозов и планов.
Организационно-исполнительская деятельность
- повышение эффективности системы организации взаимодействия специалистов.
Содержание работы методической службы
Ø выявление ценностей личности каждого педагога;
Ø совершенствование профессионализма каждого педагога;
Ø повышение педагогической культуры и педагогической техники;
Ø овладение инновационными методами обучения и воспитания
Ø совершенствование профессиональной компетентности в области теоретических и практических умений.
Формы работы
Внешние
Ø курсы ПК
Ø семинары-практикумы МО
Ø консультативные пункты
Ø панорама педагогических технологий
Ø конкурсы «Воспитатель года»
Ø сотрудничество с вузами
Внутренние
Ø постоянно действующий семинар
Ø творческая лаборатория
Ø творческая мастерская
Ø смотр-конкурсы
Ø индивидуальное наставничество
Ø школа молодого специалиста
Ø дни открытых дверей
Ø самообразование
Взаимодействие педагогов в коллективе
Ø сотрудничество
Ø совместная деятельность
Ø взаимопомощь
Ø гуманистический стиль общения и отношений
Ø опора в деятельности на гуманное качество личности
Методическая работа с педагогами ДОУ – непрерывная, осуществляется в течение всего календарного года. Система методических мероприятий, направлена на повышение профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ в зависимости от поставленных задач.
На 2014-17 уч. гг. целью «Комплексно-целевой программы развития системы повышения квалификации педагогических кадров и методической работы» является перевод системы методической работы на диагностическую основу; создание условий для профессионального роста педагогов, непрерывного повышения их квалификации и методического мастерства; развитие социальной творческой активности педагогов, вовлечение их в экспериментальную деятельность; переориентация педагогического сознания педагогов на образовательные ценности, гуманизацию образовательного процесса.
Цели и задачи реализации методической работы
Этапы | 2014/15 уч.год | 2015/16 уч.год | 2016/17 уч.год |
Управлеченские функции системы методической работы | |||
Цели | ЗАДАЧИ | ||
1.Создание условий для профессионального роста педагогов в ДОУ, повышения их квалификации, проявления их социальной творческой активности. 2.Обеспечение развития системы методической работы и перевод её на диагностическую основу. 3.Переориентация педагогического сознания на ценности образования, гуманизацию образовательного процесса. |
1.Определение содержания, объема источников, формирование потоков информации для эффективной методической работы и системы повышения квалификации. 2.Направление работы коллектива на осуществление деятельности в соответствии с должностными обязанностями педагогов и планом. 3.Стимулирование деятельности педагогов. 4.Сочетание административного общественного контроля с самоанализом, самоконтролем, самооценкой каждого педагога. 5.Разработка, подбор средств педагогической диагностики на основе информационно-аналитической деятельности. |
1.Сопровождение профессионального развития педагога на основе рефлексивного мониторинга. 2.Разработка регулирующих механизмов на основе анализа информации. 3.Согласование прогнозов и планов на всех уровнях управления методической работой. 4.Повышение эффективности системы организационных отношений на всех уровнях управления методической работой. Совершенствование системы педагогической диагностики на основе информационно-аналитической деятельности. |
1.Изучение фактического состояния дел и обоснованности применения различных методов и средств для достижения цели методической работы на конечном этапе. 2.Определение целей и задач на предстоящий период. 3.Разработка на основе анализа информации регулирующих механизмов на период 2017-2018гг. 4.Обеспечение перспективного прогнозирования и текущего планирования в методической системе. 5.Повышение эффективности системы организационных отношений на всех уровнях управления методической работой. 6.Внедрение педагогической диагностики на основе информационно-диагностической деятельности. |
Образовательная функция методической работы | |||
Методическая тема |
Развитие профессиональной компетентности педагога в области социально-эмоционального, речевого развития, игровой деятельности |
Развитие профессиональной компетентности педагога в области педагогики и психологии |
Усиление модуля психолого-педагогической деятельности, расширение возможностей педагогов в освоении новых педагогических технологий |
Задачи |
1.Непрерывное повышение профессионального мастерства педагогов через структуры ДОУ, приобретение ими теоретических знаний; формирование инновационного направления в деятельности педагогического коллектива, оказание консультативной помощи в самообразовании. 2.Систематизация, актуализация, обновление теоретических знаний педагогов; организация работы по изучению новых образовательных программ, педагогических технологий. 3.Адаптация педагогов к условиям эксперимента; разработка системы развития каждого педагога на диагностической основе. 4.Организация работы по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов. 5.Помощь в реализации научно-исследовательских и творческих интересов педагогов; овладение методологией, теорией и практикой введения инноваций. 6.Оказание методической помощи в повышении профессиональной компетенции педагогов в различных видах деятельности. 7.Удовлетворение индивидуальных потребностей педагогов. 8.Разработка методических материалов по содержанию образования и организации учебно-воспитательного процесса. |
1.Повышение уровня профессионального мастерства педагогов в области педагогики и психологии на основе участия в творческих мероприятиях ДОУ, путем изучения уровня профессиональной подготовки педагогов. 2.Привлечение педагогов к инновационной, экспериментальной, исследовательской деятельности на базе творческих лабораторий, творческих групп; оказание научно-методической помощи педагогам на диагностической основе; разработка технологических карт изучения различных сторон компетентности педагогов. 3.Проектирование программ профессионального роста каждого педагога, моделирование; совершенствование карт развития педагогов, специализация, углубление творческих интересов педагогов; овладение методологией, теорией и практикой введения инноваций. 4.Организация работы по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов. 5.Формирование целостного представления о взаимосвязи учебных планов, программ, пособий для реализации инновационной работы. 6.Диагностика и удовлетворение индивидуальных потребностей педагогов в творческих группах. 7.Разработка методических материалов, опережающих интеграционные процессы в образовательном пространстве ДОУ. |
1.Создание оптимальных условий для роста творческого потенциала педагогов, их самореализации, умение использовать свои личностные и профессиональные резервы. 2.Непрерывные исследования в определении содержания методической работы; сопровождение профессионального развития педагога на основе рефлексивного мониторинга. 3.Реализация карт развития педагогов; программа саморазвития педагога. 4.Организация работы по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов. 5.Обобщение полученных знаний по проблемам инновационной деятельности; внедрение новых технологий, разнообразных форм научно-методической работы, обеспечивающих развитие профессионально-педагогических, творческих и исследовательских качеств педагогов при взаимодействии детей со взрослыми. 6.Реализация индивидуальных потребностей педагогов в творческих группах, исследовательской работе. 7.Разработка и публикация методических материалов в целях эффективной работы по переходу на личностно ориентированный подход в дошкольном образовании. |
Основные направления работы методической службы на 2014/17 гг.
Направления работы | 2014/15 уч.год | 2015/16 уч.год | 2016/17 уч.год |
ЗАДАЧИ | |||
Информационное обеспечение.
Цель: обеспечение научного подхода к реализации задач методической работы; сбор необходимой информации для управления методической работой и процессом нововведений |
1. Ознакомление педагогического коллектива с годовым планом (педсовет). 2. Совершенствование информационного банка методической службы. 3. Разработка информационного обеспечения и формирование банка данных по экспериментальной работе. 4. Формирование банка данных о прогнозе методической и экспериментальной работы. | ||
Контроль и регулирование.
Цель: сбор информации, анализ и регулирование процессов нововведения и работы с кадрами; создание благоприятных условий для развития методической и экспериментальной работы; обеспечение сочетания административного и общественного контроля в ДОУ с самоанализом и самоконтролем педагогов. |
1.Контроль за обеспечением педагогов методической литературой и программными материалами. 2.Регулирование расписания. 3.Контроль за выполнением учебных планов. 4.Контроль по итогам полугодия, года. 5.Контроль за проведением индивидуальной работы с детьми. 6.Контроль за работой с кадрами. 7.Контроль за уровнем развития детей. 8.Регулирование педагогической деятельности по результатам обзорного контроля. 9.Информационное обеспечение аттестации педагогов. 10.Обеспечение оптимального сочетания двух видов контроля: административного контроля с самоконтролем. |
1.Мониторинг процессов инновационной работы, рефлексивный мониторинг. 2.Контроль за реализацией программы инновационной работы: - осуществление срезов по образовательной программе, контроль за выполнением ФГОС; - диагностирование профессиональных качеств и умений аттестующихся педагогов; - рекомендации и консультации по описанию опыта работы; - организация самоконтроля педагогов; - определение содержания работы по самообразованию; - контроль за деятельностью творческой группы; - контроль за самообразованием педагогов. |
Проведение контрольных исследований с целью контроля за выполнением инновационных программ, их оценка и корректировка (вариативная часть): - наблюдение и сбор информации о деятельности педагога в разные периоды учебного года; - анализ результатов деятельности педагогов и выявление причин их затруднений; - выработка рекомендаций по итогам контроля. |
Организация работы с родителями. Цель: координация усилий детского сада, семьи, общественности в решении проблем; создание условий для педагогического взаимодействия с родителями; ориентация их на роль воспитателей в семье, на конструктивные взаимоотношения с ребенком. | 1. Формирование отношений детского сада и родителей на основе сотрудничества. 2. Углубление работы с родителями по улучшению семейного воспитания. 3. Координация усилий семьи и детского сада. 4. Повышение уровня родительской компетентности в области знания закономерностей психического развития детей. 5. Формирование и расширение педагогического сотрудничества с семьей в решении проблем детского сада. 6. Активация роли родителей в создании оптимальных условий для развития ребенка. 7. Рекомендации по коррекции семейных взаимоотношений. | ||
Пути реализации: 1.Родительский комитет |
1.Обслуживание направлений инновационной деятельности ДОУ. 2.Создание родительского актива для участия в инновационной работе. |
1.Определение роли семьи в развитии детей. 2.Диагностика условий семейного воспитания. |
1.Определение оптимального направления в работе с родителями по созданию для детей условий здорового образа жизни и оздоровления. |
2.Общие родительские собрания |
1.Современная семья: воспитательные возможности. 2.Семейный микроклимат и его влияние на воспитание у ребенка гуманных чувств. 3.Здоровый образ жизни – основа воспитания здорового ребенка. |
1.Нарушение семейных отношений, причины и пути предупреждения. 2.Труд как средство воспитания у детей нравственно-волевых качеств и подготовка их к школе. 3.Оздоровление детей. |
1.Конференция «Искусство любить детей». 2.»Круглый стол» «Опыт нравственного воспитания дошкольников в семье». |
Мероприятия по реализации методической темы
Форма и цель работы | 2014/15 уч.год | 2015/16 уч.год | 2016/17 уч.год |
Постоянно действующий теоретический семинар-практикум «Педагогические технологии»
Цель: обогатить знания педагогов по проблемам дошкольного образования. Задача: совершенствование знаний в области педагогических технологий. |
1.Педагогические технологии взаимодействия детей и взрослых. СЕНТЯБРЬ. 2.Социально-эмоциональное развитие ребенка-дошкольника: самосознание, самооценка, изучение образа себя; эмоции и чувства; педагогическая оценка социально- эмоционального самочувствия ребенка. НОЯБРЬ. 3.Игры, упражнения, коммуникативные ситуации; развитие диалогического общения. ЯНВАРЬ. 4.Здоровьесберегающие технологии. МАРТ. 5.Технологическое обеспечение обобщения результатов педагогической деятельности при подготовке к аттестации. МАЙ. |
1.Технология развития культуры педагогической деятельности в области здоровьесберегающих, здоровьеформирующих технолоргий. ОКТЯБРЬ. 2.Вариативные программы, технологии развития у детей ценностей здорового образа жизни. ДЕКАБРЬ. 3.Принципы и особенности построения здоровьеформирующей и предметно-развивающей среды. ФЕВРАЛЬ. 4.Планирование содержания и методов интегрирования образовательного и оздоровительного процессов. АПРЕЛЬ. |
1.Освоение исследовательской деятельности «Интеграция образовательного и оздоровительного процессов». ОКТЯБРЬ. 2.Понятие о ровесничестве; волшебная сила малых групп; изменения в характере общения. ДЕКАБРЬ. 3.Взаимодействие воспитывающих взрослых в образовательном и оздоровительном процессах. ФЕВРАЛЬ. 4.Эмоционально-психологический климат в ДОУ. АПРЕЛЬ. |
Психолого-педагогический семинар «Психологическое здоровье детей. Коррекционная работа». Цель: повышение квалификации педагогов в области психологических знаний. |
1.Развитие детей дошкольного возраста в игровой деятельности; общая характеристика особенностей психологического здоровья детей. ОКТЯБРЬ. 2.Развивающая работа с детьми с ОНР. Развивающие технологии. МАРТ. |
1.Эмоциональная сфера ребенка. ОКТЯБРЬ. 2.Характеристика трудностей развития ребенка. ФЕВРАЛЬ. |
1.Теоретические основы педагогического общения. 2.Некоторые способы преодоления конфликтов между детьми и взрослыми. |
Консультации. Индивидуальное консультирование по запросам и проблемам. Коллективное и подгрупповое консультирование. Цель: оказание помощи педагогам. |
1.Проведение комплексной диагностики. 2.Взаимодействие педагога с детьми. 3.Игровая деятельность ребенка. 4.Защита прав ребенка. 5.Социально-эморциональное развитие детей, использование здоровьесберегающих технологий. 6.Индивидуально-ориентированный подход. 7.Адаптация детей. 8.Развивающее обучение. 9.Развивающая среда – охрана жизни и здоровья детей; социально-эмоциональное развитие. 10.Взаимодействие с родителями. |
1.Обогащение содержания образовательной программы ДОУ понятиями и ценностями здорового образа жизни. 2.Тематическое планирование. 3.Организация образовательной работы в группах раннего возраста. 4.Обеспечение безопасности дошкольника. 5.Использование здоровьесберегающих технологий в летней оздоровительной работе. |
1.Средства, механизм, формы интеграции образовательного и оздоровительного процессов. 2.Мониторинг здоровья. 3.Адаптпция детей в ДОУ и школе. |
Действенную помощь каждому педагогу можно оказать лишь при дифференцированном подходе. Такой подход обеспечивает педагогическая диагностика. С этой целью используются карты диагностики профессионального мастерства, где рассматриваются уровень профессиональной подготовки, профессиональные умения, результаты педагогической деятельности, личностные качества педагога, педагогический стаж.
Результаты работы
Главное в методической работе – это оказание конкретной помощи воспитателям в совершенствовании форм и методов работы с дошкольниками. Поэтому, о ее результативности мы судим не по количеству мероприятий, а по показателям самого педагогического процесса в детском саду. Критерии оценки методической работы таковы:
- освоение дошкольниками программы дошкольного образования без перегрузки детей занятиями;
- заметный рост мастерства педагогов;
- улучшение психологического климата в коллективе, повышение творческого потенциала воспитателей.
Показатели результативности | 2011-2012 уч.г. | 2012-2013 уч.г. | 2013-2014 уч.г. |
Число педагогов, повысивших свою квалификационную категорию в процентном соотношении | Высшая – 14 чел (82%) I – 3 чел (18%) | Высшая – 14 чел (82%) I – 3 чел (18%) | Высшая – 15чел (88%) I – 2 чел (12%) |
Число педагогов, охваченных различными формами повышения квалификации в процентном соотношении | Курсы ПК – 14%
Конференци –4,5% Круглый стол-18% | Курсы ПК – 14% Семинары – 4,5% Конференции-9% | Курсы ПК – 18% МО – 4,5% Конференции-14% |
Число педагогов, применяющих в своей деятельности современные образовательные технологии в процентном соотношении | 23% | 23% | 27% |
Степень удовлетворенности педагогов качеством методического сопровождения в процентном соотношении | 60% | 63% | 72% |