Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Музейная педагогика для дошкольников.

Музейная педагогика для дошкольников.

В нашем детском саду воспитываются дети с тяжелой речевой патологией. Речевые нарушения влекут за собой сен­сорные и психомоторные отклонения в раз­витии, незрелость эмоционально-волевой сферы, резко ограничивают социальный опыт. Известно, что в последние годы уве­личилось число детей со сложными речевы­ми расстройствами, поэтому педагогический кол­лектив определил круг задач:
• объединить усилия семьи и детского сада по воспитанию, обучению, коррекции развития ребенка;

• расширить возможности совместных действий ДОУ и семьи;
• сформировать родительско-педагоги­ческое сообщество, в котором родители воспитанников становятся непосредствен­ными участниками педагогического про­цесса.
Дети в массовом детском саду обычно находятся три-четыре года, а в детском са­ду компенсирующего вида есть временные рамки, поэтому важно продумать формы взаимодействия ДОУ и семьи, выбрав самые эффективные. На наш взгляд, дей­ственным направлением в установлении партнерских, доверительных отношений между детским садом и семьей воспитан­ника является музейно-образовательная деятельность. У нас накоплен большой опыт музейно-образовательной работы не только в соци­альной адаптации ребенка-логопата, но и в установлении эмоциональной близости в детско-родительских отношениях. На практике мы убедились, что «диалог» с му­зеем развивает у детей наглядно-действен­ное мышление, формирует перцептивные действия, представления о предметном ми­ре, созданном руками человека, помогает восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объектов, развивает речь ребенка как связующую нить в обще­нии со сверстниками и взрослыми. Совместными усилиями взрослых (вос­питателей, родителей, воспитанников) и детей в каждой групповой комнате созда­ны мини-музеи. Тематика их разнообраз­на: «Ложечка», «Матрёшки», «Тульский край», «Тула земля моя».
В нашем детском саду организуются вы­ставки детских работ, семейного рисунка. Экскурсоводами зачастую выступают са­ми дети, нередко вместе с родителями. Они рассказывают историю создания се­мейного рисунка. Это результат совмест­ных (всей семьи) прогулок по городу. Экс­позиция называется «Заповедные уголки моего города» или «Путешествие за преде­лами города».
Воспитатели вовлекают ребенка в раз­ные виды художественной деятельности: разыгрывание сценок («Что я видел в му­зее?»), рассматривание предметов стари­ны (игра «Чудо-сундучок»), покупка по­нравившейся картины (игра «Аукцион»).
Семейный музей – эффективное средство познания системы ценностей конкретной семьи, традиций, которые передаются из поколения в поколение.

С

оздание такого музея правомерно рас­сматривать как форму совместной дея­тельности взрослых (членов семьи, пе­дагогов) и детей, направленной на удовле­творение их образовательных и творческих интересов, связанных с изучением и освое­нием культурного наследия не только своей семьи, но и общества в целом.
Экспонаты музея дети могут не только рас­смотреть, но и потрогать руками, даже приме­рить. Таким образом, старинные предметы быта, произведения искусства, вещи, книги, фотоматериалы, реально принадлежащие од­ной семье, превращаются из застывших экс­понатов в живых свидетелей её истории, тра­диций и обычаев. Это и привлекает детей.
Формы работы семейного музея в до­школьном учреждении: кружки, родительский клуб «Семейный круг», тематические выставки «Музыкальное эхо», «Игрушки моего детства», выпуск информационных листов для родителей «А у нас...», разработка информационных материа­лов о музейных предметах, участие в конкурсах.
Семейный музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной ра­боты с детьми. «Бабушкины чердаки» и «Бабушкины сундуки», семейные альбомы и реликвии помогают детям понять язык ве­щей, постичь их культурное значение и рукотворность, становятся незаменимыми по­мощниками в изучении истории и культуры своего народа. Семейные музеи способствуют тому, что­бы дети росли в атмосфере уважения к тра­дициям и истории своей семьи.


МБДОУ "ЦРР - Д/С №2"