Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

методические рекомендации по организации самообразования

методические рекомендации по организации самообразования

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №115 – ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА
























МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ



Управление процессом повышения культуры
профессионального самообразования педагогов в методической
работе дошкольного образовательного учреждения












Старший воспитатель МБДОУ №115
Перякина О.В.





















В настоящее время интенсивно происходит модернизация образования. Новые нормативные требования к определению структуры, условий реализации общеобразовательной программы дошкольного образования оказывают непосредственное влияние на работу с педагогическими кадрами, призванными реализовать воспитательно-образовательный процесс в изменяющихся условиях. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: "Образование для всех, образование через всю жизнь».
Современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Именно от воспитателей в значительной мере зависит, насколько те новации, которые вносятся в содержание, организацию и технологии воспитательно-образовательного процесса будут осознаны и внедрены в практику работы с детьми, включены в повседневную деятельность дошкольных групп. Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Проблема повышения мастерства педагога отличается исключительной сложностью и многоплановостью. Это обусловлено специфическими особенностями его профессиональной деятельности, сложностью объектов педагогического воздействия и разнообразием условий их преобразования. Кроме того, поиск путей совершенствования труда педагога часто ведётся без надёжных ориентиров, необходимых научных знаний о сущности педагогического творчества, о его социально-педагогических функциях, принципах организации. Одна из причин этого – низкий уровень культуры профессионального самообразования педагога. Постоянное самосовершенствование, важнейший аспект труда каждого педагога. «Учитель живёт, пока учится, учитель учится, пока живёт» – эта давняя истина отнюдь не утратила своего значения».
Эффективность работы образовательного учреждения напрямую зависит от уровня профессиональной культуры работающих в нём педагогов, от умения руководителя создать условия, обеспечивающие гармоничное развитие каждого сотрудника. Для этого с одной стороны необходимо постоянное повышение профессионального самообразования педагога, а с другой – постоянное самосовершенствование управленческой культуры руководителя, являющейся гарантом создания благоприятных условий для творческой работы коллектива. Идея непрерывного образования и самообразования для современного педагога является актуальной. Личная инициатива, творчество, самостоятельность всегда присущи деятельности хорошего воспитателя. Однако многие воспитатели, понимая смысл и назначение профессионального педагогического самообразования, самосовершенствования, не владеют методикой этой деятельности или не испытывают в ней потребности. Это и обусловило актуальность темы. Корней Чуковский писал: «Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами».
Самообразование — это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога. Как процесс овладения знаниями оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Обратимся к определению понятий «самовоспитание» и «самообразование». В научной литературе существует свыше десятка определений данных терминов.
Самообразование – это образование, приобретаемое в процессе самостоятельной работы, без систематического курса обучения в образовательном учреждении (Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей образовательных учреждений. – Ростов – на – Дону: «Феникс», 1998. – 544)
Самовоспитание – это процесс намеренного изменения, возведения человеком себя самого на более высокую ступень физического, духовно – нравственного, социального и творческого развития. (Г.К. Селевко). Под самовоспитанием и самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком деятельность, которая:

  • осуществляется добровольно (то ест по доброй воле самого человека);

  • управляется самим человеком;

  • необходима для совершенствования каких – либо качеств человека, и сам человек это осознаёт.

В европейской культуре есть понятие «сам себя сделавший», то есть человек, своими усилиями поднявший себя на высшие уровни развития. Самовоспитание и самообразование и есть управляемое личностью саморазвитие. Но саморазвитие – это процесс объективный, не зависящий от разума и воли человека, самообразование и самовоспитание – это процесс изменения человеком самого себя под влиянием собственного сознания и воли. Самовоспитание и самообразование являются высшей формой саморазвития.
Самообразование рассматривалось учёными-педагогами Е.Н.Волковым, С.Т.Шацким, М.М.Рубинштейном, В.А.Сластёниным, Г.М.Коджаспировой, Т.П.Колодяжной и другими. Результаты многочисленных исследований доказывают, что ни учебники, ни учебные средства не оказывают такого влияния на ученика, как личность и мастерство педагога.
Важной стороной управленческой культуры руководителя образовательного учреждения является выбор форм и методов воздействия на педагогический коллектив, обеспечивающие высокую активность педагогов. В этом случае и приходит на помощь специально организованная в ДОУ система методической работы, выступающая необходимой организационной основой для формирования инновационной направленности педагогической деятельности, создания в детском саду определенной инновационной среды.
Методическая работа может в значительной мере удовлетворить запросы педагогов по совершенствованиюнаучно-методической подготовки при условии принципов индивидуализации и дифференциации. Организация методической работы на дифференцированной основе обусловлена рядом объективных и субъективных предпосылок. Прежде всего, необходимостью учета жизненных и профессиональных установок, ценностных ориентаций, опыта и уровня профессионализма воспитателей. Необходим также учет особенностей мотивации педагогов в работе по совершенствованию научно-методической подготовки, т.е. выявление мотивов, оценок, отношения к своему профессиональному росту.
Управление методической работой в ДОУ может протекать эффективно, если ее задачи, содержание, организационные основы четко и ясно представляют себе не только заведующий ДОУ и методист, но и все педагоги.
Задачи методической работы в ДОУ можно сформулировать следующим образом:

  • формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива, проявляющейся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта, в работе по внедрению достижений педагогической науки;

  • повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки педагогов;

  • организация работы по изучению новых образовательных программ, вариантов учебных планов, изменений в образовательных государственных стандартах;

  • обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания;

  • организация работы по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов;

  • оказание научно-методической помощи воспитателям на диагностической индивидуализированной и дифференцированной основе (начинающим педагогам; воспитателям, испытывающим определенные затруднения в педагогической работе; педагогам, имеющим разный педагогический стаж; педагогам, не имеющим педагогического образования, и др.;

  • оказание консультативной помощи педагогам в организации педагогического самообразования;

  • повышение общего уровня профессионально-педагогической культуры.

Практика инноваций требует перевода методической работы в её новое состояние – инновационную методическую работу. Инновационная методическая работа – это часть профессионально-педагогической деятельности, ориентированной на создание или освоение новых (инновационных) способов профессионально-педагогической деятельности. Трактуя инновационную методическую работу как часть профессионально-педагогической, управленческой деятельности, следует опираться на следующие её отличительные особенности (В.П. Дуброва, Е.П. Милашевич):

  • обеспечение работы учреждения в режиме развития;

  • отбор содержания методической работы, обеспечивающего личностное развитие ребёнка дошкольного возраста, его самораскрытие.

  • обеспечение информированности педагогов об инновационных фактах и явлениях и организации их экспертизы;

  • обеспечение дополнительных образовательных услуг в плане развёртывания содержания дошкольного образования по направлениям инновационной деятельности;

  • обеспечение непрерывности инновационной поисковой, исследовательской деятельности педагогов;

  • обеспечение индивидуального и дифференцированного подходов к каждому педагогу в зависимости от его профессиональной компетентности;

  • оснащение педагогов способами профессионально-педагогической деятельности, обеспечивающими эффективное воздействие на личностное развитие ребёнка.

Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности дошкольников), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс ДОУ.
Признаки, характеризующие процесс самообразования:

  • осознаёт свой образ жизни, свои достоинства и недостатки, имеет адекватную самооценку;

  • требователен к себе, недоволен собой, стремится стать лучше, осознаёт необходимость самообразования;

  • умеет самостоятельно ставить перед собой определённые цели и задачи;

  • имеет идеалы;

  • имеет определённую программу или план достижения поставленных перед собой целей и задач;

  • знает методику самообразования, средства и способы над собой, владеет ими;

  • конкретно действует в одном или несколько направлениях своего развития;

  • имеет результаты в самообразовании.

Выделяют две формы самообразования педагогов

  • индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня;

  • коллективная, направленная на активное участие педагогов в методической работе ДОУ.

Обучение начинается с формирования мотивации на самообразование. Среди мотивов формирования мотивации профессионального самосовершенствования можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, мотивы, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др.
При организации обучения учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие методисту отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения (например, 1 группа – это педагоги, требующие усиленного внимания, 2 группа – педагоги со сложившейся системой работы, 3 группа – педагоги, работающие творчески, в инновационном режиме).
Участие воспитателей в методической, инновационной деятельности способствует, в конечном итоге, формированию личной педагогической системы, индивидуального стиля педагогической деятельности. Методическая работа в ДОУ позволяет разрешать проблемы по отношению к конкретной личности педагога, его профессиональному росту, способствует утверждению педагогических ценностей, важных как для педагогического коллектива детского сада, так и для педагогического сообщества в целом, воспитанников и педагогов.
Методическая работа должна быть максимально гибкой, способствовать развитию творчества, инициативы, повышать качество образовательного процесса.
К наиболее эффективным формам и методам относятся: участие педагогов в методических объединениях (Республики, города), организация и проведение теоретических и научно-практических конференций, педагогические фестивали (в рамках проведения фестиваля можно организовывать просмотр открытых занятий, воспитательных мероприятий, обсуждение передового педагогического опыта и рекомендации по его использованию), наставничество, создание методических центров, кабинетов, моделирование и анализ методических ситуаций (данный метод является одним из наиболее эффективных в педагогическом процессе, он помогает найти обоснованное решение возникающим проблемам, благодаря множеству вариантов их решения, предложенных педагогами в ходе работы по их анализу), педагогические клубы, семинары-практикумы, деловые игры, конкурсы, разнообразные выставки (пособий, дидактических материалов, продуктов детского творчества), отчеты по самообразованию, творческие группы, «Школа мастерства».
С.Г. Молчанов выделяет следующие формы методической работы:

  • репродуктивные (практикумы, научно-практические семинары, педагогические мастерские, семинары-практикумы, тренинги).

  • репродуктивно-эвристические (педагогические чтения, научно-практические конференции),

  • эвристические (проблемные и проблемно-проектные семинары, организационно-деятельностные игры),

  • эвристико-продуктивные (фестивали педагогических идей, конкурсы профессионального мастерства, конкурсы методических разработок),

  • продуктивные (научные конференции, теоретические семинары, научные стажировки, участие в работе временных научно-исследовательских коллективов, временных творческих групп).

Наиболее эффективными в условиях инновационной деятельности являются эвристико-продуктивные и продуктивные формы методической работы.
Для того чтобы сделать правильный выбор для своего конкретного коллектива структуры, содержания, форм и методов методической работы необходимо помнить, что он определяется:

  • целями и задачами, поставленными перед ДОУ;

  • количественным и качественным составом данного коллектива;

  • качественным анализом результатов диагностического изучения личности и деятельности педагогов;

  • содержанием методической работы и уровнем развития её основных направлений;

  • сравнительной эффективностью форм и методов работы;

  • особенностями образовательного процесса;

  • материальными, морально-психологическими условиями в коллективе;

  • реальными возможностями руководителей;

  • передовым опытом и научными рекомендациями по организации методической работы.

Одна из особенностей работы с коллективом – уйти от опеки, предоставить право каждому решать основные вопросы, связанные с его профессиональной деятельностью.
Руководителю дошкольного образовательного учреждения необходимо так организовывать работу, чтобы самообразование каждого педагога стало его потребностью. Самообразование — это первая ступенька к совершенствованию профессионального мастерства.
Результативность
Результатом методической работы в ДОУ должно явиться становление индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности, когда каждый педагог овладеет умением осуществлять проблемный анализ (видеть не только свои достижения, но и недостатки в своей работе) и на основе его данных моделировать, планировать свою деятельность, получать намеченные результаты.
Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.
























Алгоритм деятельности педагога по самообразованию
Этапы
Содержание работы воспитателя
Содержание работы старшего воспитателя
Форма представления результатов
I. Диагностический
Первый год работы над темой.
Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач. Анализ затруднений.
Постановка проблемы.
Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.
Педагогическая диагностика и всесторонний анализ деятельности педагога.
Выявление желания педагога работать над той или иной проблемой: индивидуальные беседы, анкетирование.
Собеседование с руководителем, ст.восп, руководителем творч. группы
II. Прогностический
Первый год работы над темой
Планирование работы по самообразованию.
Определение цели и задач работы над темой. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
Прогнозирование результатов.
Консультирование и методические рекомендации по разработке темы:

  • в определении содержания работы по самообразованию;

  • в выборе вопросов для самостоятельного углублённого изучения;

  • в составлении плана в зависимости от уровня профессионализма педагога.

Выступление на заседании творческой группы
III.
Практический
Второй год работы над темой
Выборочное изучение, анализ и самооценка результатов.Внедрение передового педагогического опыта; системы мер, направленных на решение проблемы.
Формирование методического комплекса.
Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.
Корректировка работы.
Создание условий для работы воспитателя по самообразованию:

  • тематическая подборка и составление картотеки научной, научно-популярной, методической литературы;

  • тематическая подборка и составление картотеки газетных и журнальных статей;

  • видеозаписи;

  • оформление выставки

  • материалы из опыта работы;

  • тематические стенды «Посетите занятие».

Открытые занятия, выступления на заседании творческой группы.
IV. Обобщающий
Третий год работы над темой
Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми). Подведение итогов.
Оценка работы педагога по самообразованию при посещении занятий и других форм воспитательно-образовательного процесса, изучение практических материалов.
Выступления на заседании методического совета, на заседании педагогического совета.
V. Внедренческий
В ходе дальнейшей педагогической деятельности
1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.
2. Распространение опыта.
Привлечение к проведению консультации; выступлению на заседании совета педагогов; проведению открытого просмотра.
Помощь в оформлении результатов самообразования:


  • выступление по итогам работы и обмену опытом;

  • составление картотеки по проблеме;

  • игры и пособия;

  • советы и рекомендации по проведению воспитательно-образовательной работы;

  • составление перспективного плана работы с детьми;

  • организация выставки работ детей или педагога по теме самообразования;

  • оформление передового педагогического опыта.

Реферат, индивидуальный творческий проект и др.






План работы по самообразованию
Воспитатель ____________________________ группы ________________________
Тема: __________________________________________________________________
Цель, задачи: ___________________________________________________________

Литература:
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________


Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)

























Выводы:





























План работы над темой самообразования

Задача

Действия

Вид деятельности

Содержание работы

сроки

Сформировать положительное отношение и потребность педагогов в инновационной деятельности.

Мотивационные условия вхождения в инновационную деятельность коллектива:










Восприимчивость педагогов к новому;



Лекция-диалог

«Теоретические основы методического сопровождения инновационной деятельности в ДОУ»



Январь
2015

Подготовленность к освоению новшеств;



Анкетирование



«Ваше отношение к педагогическим инновациям»
«Педагогическая оценка и самооценка готовности педагогов к инновационной деятельности»

Февраль
2015

Тестирование

«Готовность педагогов к саморазвитию»

Март
2015

Степень новаторства педагогов в коллективе

Изучение коллектива

«Оценка реализации потребностей педагога в развитии»
«Продвижение нового в педагогическом коллективе»
«Оценка индивидуальных качеств участников инновационного процесса»

Апрель, май
2015

Создать условия для повышения профессиональной квалификации и компетентности педагогов.

Обучение воспитателей через разные формы:

Курсы повышения квалификации

По плану

В течение
3-х лет

Семинар-практикум

«Построение процесса обучения на основе инновационных технологий»





Февраль
2015

Круглый стол



Инновационные технологии в ДОУ

Март
2015

Индивидуальные маршруты;



Теоретическое обоснование инноваций реализуемых педагогом в образовательной деятельности с детьми.




Самостоятельная работа педагогов по изучению литературы по теме.

«Технология интегрированного занятия в ДОУ»
С.Д.Сажина Управление ДОУ
«Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ»
А.И.Иванова Управление ДОУ
Технология развития связной речи
Т.А.Сидорчук; Н.Н.Хоменко

В течение года

Создать единую систему мониторинга

Создание единой системы мониторинга, которая обеспечит необходимую информационную основу для принятия и коррекции управленческих решений

Информационный мониторинг

Сбор, накопление и систематизация материала в педагогическом кабинете. Оформление постоянной выставки на тему «Инновационная деятельность в ДОУ»;
Обеспечение методической литературой в рамках инновационной деятельности
Использование интернет ресурсов и др.;

В течение года






В течение года

Управленческий мониторинг

Создание банка педагогических инноваций в который входят «Банк информации о педагогах»: «Характеристика инноваций и нововведений»,

В течение года







Педагогический мониторинг

Изучение эффективности педагогического процесса (самооценка профессионализма педагогов)

Май
2015

Создать современную развивающую среду для детей, родителей, педагогов

Создание современной развивающей среды которая направлена на решение разных задач работы с детьми, родителями, педагогами

Педсовет

Психолого – педагогические требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

Октябрь
2014

Семинар-практикум

Создание развивающей среды в группах ДОУ в условиях внедрения ФГОС

Ноябрь
2014

Тематический контроль

Организация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС

Апрель
2015

Выявить и распространить инновационный опыт.

Выявление и распространение инновационного опыта на уровне ДОУ, муниципальном, региональном уровнях.

Открытые мероприятия,

По годовому плану, по темам самообразования
По инновационной деятельности

Март-май
2015
2014-2015г.

Публикации

Официальный сайт ДОУ

В течение года

Разработать, и использовать систему стимулирования и поощрения инновационной деятельности педагогов

Стимулирование педагогов к инновационной деятельности.





Материальное стимулирование



Установления доплат и надбавок за инновационную деятельность



ежемесячно

Моральное стимулирование

Награждение педагогов грамотами, благодарственными письмами и т.д.

В течение года

МБДОУ "ЦРР - Д/С №2"