МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Управление процессом повышения культуры
профессионального самообразования педагогов в методической
работе дошкольного образовательного учреждения
Старший воспитатель МБДОУ №115
Перякина О.В.
В настоящее время интенсивно происходит модернизация образования. Новые нормативные требования к определению структуры, условий реализации общеобразовательной программы дошкольного образования оказывают непосредственное влияние на работу с педагогическими кадрами, призванными реализовать воспитательно-образовательный процесс в изменяющихся условиях. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: "Образование для всех, образование через всю жизнь».
Современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Именно от воспитателей в значительной мере зависит, насколько те новации, которые вносятся в содержание, организацию и технологии воспитательно-образовательного процесса будут осознаны и внедрены в практику работы с детьми, включены в повседневную деятельность дошкольных групп. Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Проблема повышения мастерства педагога отличается исключительной сложностью и многоплановостью. Это обусловлено специфическими особенностями его профессиональной деятельности, сложностью объектов педагогического воздействия и разнообразием условий их преобразования. Кроме того, поиск путей совершенствования труда педагога часто ведётся без надёжных ориентиров, необходимых научных знаний о сущности педагогического творчества, о его социально-педагогических функциях, принципах организации. Одна из причин этого – низкий уровень культуры профессионального самообразования педагога. Постоянное самосовершенствование, важнейший аспект труда каждого педагога. «Учитель живёт, пока учится, учитель учится, пока живёт» – эта давняя истина отнюдь не утратила своего значения».
Эффективность работы образовательного учреждения напрямую зависит от уровня профессиональной культуры работающих в нём педагогов, от умения руководителя создать условия, обеспечивающие гармоничное развитие каждого сотрудника. Для этого с одной стороны необходимо постоянное повышение профессионального самообразования педагога, а с другой – постоянное самосовершенствование управленческой культуры руководителя, являющейся гарантом создания благоприятных условий для творческой работы коллектива. Идея непрерывного образования и самообразования для современного педагога является актуальной. Личная инициатива, творчество, самостоятельность всегда присущи деятельности хорошего воспитателя. Однако многие воспитатели, понимая смысл и назначение профессионального педагогического самообразования, самосовершенствования, не владеют методикой этой деятельности или не испытывают в ней потребности. Это и обусловило актуальность темы. Корней Чуковский писал: «Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами».
Самообразование — это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога. Как процесс овладения знаниями оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Обратимся к определению понятий «самовоспитание» и «самообразование». В научной литературе существует свыше десятка определений данных терминов.
Самообразование – это образование, приобретаемое в процессе самостоятельной работы, без систематического курса обучения в образовательном учреждении (Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей образовательных учреждений. – Ростов – на – Дону: «Феникс», 1998. – 544)
Самовоспитание – это процесс намеренного изменения, возведения человеком себя самого на более высокую ступень физического, духовно – нравственного, социального и творческого развития. (Г.К. Селевко). Под самовоспитанием и самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком деятельность, которая:
-
осуществляется добровольно (то ест по доброй воле самого человека);
-
управляется самим человеком;
-
необходима для совершенствования каких – либо качеств человека, и сам человек это осознаёт.
В европейской культуре есть понятие «сам себя сделавший», то есть человек, своими усилиями поднявший себя на высшие уровни развития. Самовоспитание и самообразование и есть управляемое личностью саморазвитие. Но саморазвитие – это процесс объективный, не зависящий от разума и воли человека, самообразование и самовоспитание – это процесс изменения человеком самого себя под влиянием собственного сознания и воли. Самовоспитание и самообразование являются высшей формой саморазвития.
Самообразование рассматривалось учёными-педагогами Е.Н.Волковым, С.Т.Шацким, М.М.Рубинштейном, В.А.Сластёниным, Г.М.Коджаспировой, Т.П.Колодяжной и другими. Результаты многочисленных исследований доказывают, что ни учебники, ни учебные средства не оказывают такого влияния на ученика, как личность и мастерство педагога.
Важной стороной управленческой культуры руководителя образовательного учреждения является выбор форм и методов воздействия на педагогический коллектив, обеспечивающие высокую активность педагогов. В этом случае и приходит на помощь специально организованная в ДОУ система методической работы, выступающая необходимой организационной основой для формирования инновационной направленности педагогической деятельности, создания в детском саду определенной инновационной среды.
Методическая работа может в значительной мере удовлетворить запросы педагогов по совершенствованиюнаучно-методической подготовки при условии принципов индивидуализации и дифференциации. Организация методической работы на дифференцированной основе обусловлена рядом объективных и субъективных предпосылок. Прежде всего, необходимостью учета жизненных и профессиональных установок, ценностных ориентаций, опыта и уровня профессионализма воспитателей. Необходим также учет особенностей мотивации педагогов в работе по совершенствованию научно-методической подготовки, т.е. выявление мотивов, оценок, отношения к своему профессиональному росту.
Управление методической работой в ДОУ может протекать эффективно, если ее задачи, содержание, организационные основы четко и ясно представляют себе не только заведующий ДОУ и методист, но и все педагоги.
Задачи методической работы в ДОУ можно сформулировать следующим образом:
-
формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива, проявляющейся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта, в работе по внедрению достижений педагогической науки;
-
повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки педагогов;
-
организация работы по изучению новых образовательных программ, вариантов учебных планов, изменений в образовательных государственных стандартах;
-
обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания;
-
организация работы по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов;
-
оказание научно-методической помощи воспитателям на диагностической индивидуализированной и дифференцированной основе (начинающим педагогам; воспитателям, испытывающим определенные затруднения в педагогической работе; педагогам, имеющим разный педагогический стаж; педагогам, не имеющим педагогического образования, и др.;
-
оказание консультативной помощи педагогам в организации педагогического самообразования;
-
повышение общего уровня профессионально-педагогической культуры.
Практика инноваций требует перевода методической работы в её новое состояние – инновационную методическую работу. Инновационная методическая работа – это часть профессионально-педагогической деятельности, ориентированной на создание или освоение новых (инновационных) способов профессионально-педагогической деятельности. Трактуя инновационную методическую работу как часть профессионально-педагогической, управленческой деятельности, следует опираться на следующие её отличительные особенности (В.П. Дуброва, Е.П. Милашевич):
-
обеспечение работы учреждения в режиме развития;
-
отбор содержания методической работы, обеспечивающего личностное развитие ребёнка дошкольного возраста, его самораскрытие.
-
обеспечение информированности педагогов об инновационных фактах и явлениях и организации их экспертизы;
-
обеспечение дополнительных образовательных услуг в плане развёртывания содержания дошкольного образования по направлениям инновационной деятельности;
-
обеспечение непрерывности инновационной поисковой, исследовательской деятельности педагогов;
-
обеспечение индивидуального и дифференцированного подходов к каждому педагогу в зависимости от его профессиональной компетентности;
-
оснащение педагогов способами профессионально-педагогической деятельности, обеспечивающими эффективное воздействие на личностное развитие ребёнка.
Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности дошкольников), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс ДОУ.
Признаки, характеризующие процесс самообразования:
-
осознаёт свой образ жизни, свои достоинства и недостатки, имеет адекватную самооценку;
-
требователен к себе, недоволен собой, стремится стать лучше, осознаёт необходимость самообразования;
-
умеет самостоятельно ставить перед собой определённые цели и задачи;
-
имеет идеалы;
-
имеет определённую программу или план достижения поставленных перед собой целей и задач;
-
знает методику самообразования, средства и способы над собой, владеет ими;
-
конкретно действует в одном или несколько направлениях своего развития;
-
имеет результаты в самообразовании.
Выделяют две формы самообразования педагогов
-
индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня;
-
коллективная, направленная на активное участие педагогов в методической работе ДОУ.
Обучение начинается с формирования мотивации на самообразование. Среди мотивов формирования мотивации профессионального самосовершенствования можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, мотивы, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др.
При организации обучения учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие методисту отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения (например, 1 группа – это педагоги, требующие усиленного внимания, 2 группа – педагоги со сложившейся системой работы, 3 группа – педагоги, работающие творчески, в инновационном режиме).
Участие воспитателей в методической, инновационной деятельности способствует, в конечном итоге, формированию личной педагогической системы, индивидуального стиля педагогической деятельности. Методическая работа в ДОУ позволяет разрешать проблемы по отношению к конкретной личности педагога, его профессиональному росту, способствует утверждению педагогических ценностей, важных как для педагогического коллектива детского сада, так и для педагогического сообщества в целом, воспитанников и педагогов.
Методическая работа должна быть максимально гибкой, способствовать развитию творчества, инициативы, повышать качество образовательного процесса.
К наиболее эффективным формам и методам относятся: участие педагогов в методических объединениях (Республики, города), организация и проведение теоретических и научно-практических конференций, педагогические фестивали (в рамках проведения фестиваля можно организовывать просмотр открытых занятий, воспитательных мероприятий, обсуждение передового педагогического опыта и рекомендации по его использованию), наставничество, создание методических центров, кабинетов, моделирование и анализ методических ситуаций (данный метод является одним из наиболее эффективных в педагогическом процессе, он помогает найти обоснованное решение возникающим проблемам, благодаря множеству вариантов их решения, предложенных педагогами в ходе работы по их анализу), педагогические клубы, семинары-практикумы, деловые игры, конкурсы, разнообразные выставки (пособий, дидактических материалов, продуктов детского творчества), отчеты по самообразованию, творческие группы, «Школа мастерства».
С.Г. Молчанов выделяет следующие формы методической работы:
-
репродуктивные (практикумы, научно-практические семинары, педагогические мастерские, семинары-практикумы, тренинги).
-
репродуктивно-эвристические (педагогические чтения, научно-практические конференции),
-
эвристические (проблемные и проблемно-проектные семинары, организационно-деятельностные игры),
-
эвристико-продуктивные (фестивали педагогических идей, конкурсы профессионального мастерства, конкурсы методических разработок),
-
продуктивные (научные конференции, теоретические семинары, научные стажировки, участие в работе временных научно-исследовательских коллективов, временных творческих групп).
Наиболее эффективными в условиях инновационной деятельности являются эвристико-продуктивные и продуктивные формы методической работы.
Для того чтобы сделать правильный выбор для своего конкретного коллектива структуры, содержания, форм и методов методической работы необходимо помнить, что он определяется:
-
целями и задачами, поставленными перед ДОУ;
-
количественным и качественным составом данного коллектива;
-
качественным анализом результатов диагностического изучения личности и деятельности педагогов;
-
содержанием методической работы и уровнем развития её основных направлений;
-
сравнительной эффективностью форм и методов работы;
-
особенностями образовательного процесса;
-
материальными, морально-психологическими условиями в коллективе;
-
реальными возможностями руководителей;
-
передовым опытом и научными рекомендациями по организации методической работы.
Одна из особенностей работы с коллективом – уйти от опеки, предоставить право каждому решать основные вопросы, связанные с его профессиональной деятельностью.
Руководителю дошкольного образовательного учреждения необходимо так организовывать работу, чтобы самообразование каждого педагога стало его потребностью. Самообразование — это первая ступенька к совершенствованию профессионального мастерства.
Результативность
Результатом методической работы в ДОУ должно явиться становление индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности, когда каждый педагог овладеет умением осуществлять проблемный анализ (видеть не только свои достижения, но и недостатки в своей работе) и на основе его данных моделировать, планировать свою деятельность, получать намеченные результаты.
Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.
Алгоритм деятельности педагога по самообразованию
Этапы
Содержание работы воспитателя
Содержание работы старшего воспитателя
Форма представления результатов
I. Диагностический
Первый год работы над темой.
Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач. Анализ затруднений.
Постановка проблемы.
Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.
Педагогическая диагностика и всесторонний анализ деятельности педагога.
Выявление желания педагога работать над той или иной проблемой: индивидуальные беседы, анкетирование.
Собеседование с руководителем, ст.восп, руководителем творч. группы
II. Прогностический
Первый год работы над темой
Планирование работы по самообразованию.
Определение цели и задач работы над темой. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
Прогнозирование результатов.
Консультирование и методические рекомендации по разработке темы:
-
в определении содержания работы по самообразованию;
-
в выборе вопросов для самостоятельного углублённого изучения;
-
в составлении плана в зависимости от уровня профессионализма педагога.
Выступление на заседании творческой группы
III.
Практический
Второй год работы над темой
Выборочное изучение, анализ и самооценка результатов.Внедрение передового педагогического опыта; системы мер, направленных на решение проблемы.
Формирование методического комплекса.
Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.
Корректировка работы.
Создание условий для работы воспитателя по самообразованию:
-
тематическая подборка и составление картотеки научной, научно-популярной, методической литературы;
-
тематическая подборка и составление картотеки газетных и журнальных статей;
-
видеозаписи;
-
оформление выставки
-
материалы из опыта работы;
-
тематические стенды «Посетите занятие».
Открытые занятия, выступления на заседании творческой группы.
IV. Обобщающий
Третий год работы над темой
Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми). Подведение итогов.
Оценка работы педагога по самообразованию при посещении занятий и других форм воспитательно-образовательного процесса, изучение практических материалов.
Выступления на заседании методического совета, на заседании педагогического совета.
V. Внедренческий
В ходе дальнейшей педагогической деятельности
1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.
2. Распространение опыта.
Привлечение к проведению консультации; выступлению на заседании совета педагогов; проведению открытого просмотра.
Помощь в оформлении результатов самообразования:
-
выступление по итогам работы и обмену опытом;
-
составление картотеки по проблеме;
-
игры и пособия;
-
советы и рекомендации по проведению воспитательно-образовательной работы;
-
составление перспективного плана работы с детьми;
-
организация выставки работ детей или педагога по теме самообразования;
-
оформление передового педагогического опыта.
Реферат, индивидуальный творческий проект и др.
План работы по самообразованию
Воспитатель ____________________________ группы ________________________
Тема: __________________________________________________________________
Цель, задачи: ___________________________________________________________
Литература:
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
Раздел плана |
Сроки |
Форма работы |
Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Выводы: |
|
|
|
План работы над темой самообразования | ||||
Задача |
Действия |
Вид деятельности |
Содержание работы |
сроки |
Сформировать положительное отношение и потребность педагогов в инновационной деятельности. |
Мотивационные условия вхождения в инновационную деятельность коллектива: |
|
|
|
Восприимчивость педагогов к новому; |
Лекция-диалог |
«Теоретические основы методического сопровождения инновационной деятельности в ДОУ» |
Январь 2015 | |
Подготовленность к освоению новшеств; |
Анкетирование |
«Ваше отношение к педагогическим инновациям» «Педагогическая оценка и самооценка готовности педагогов к инновационной деятельности» |
Февраль 2015 | |
Тестирование |
«Готовность педагогов к саморазвитию» |
Март 2015 | ||
Степень новаторства педагогов в коллективе |
Изучение коллектива |
«Оценка реализации потребностей педагога в развитии» «Продвижение нового в педагогическом коллективе» «Оценка индивидуальных качеств участников инновационного процесса» |
Апрель, май 2015 | |
Создать условия для повышения профессиональной квалификации и компетентности педагогов. |
Обучение воспитателей через разные формы: |
Курсы повышения квалификации |
По плану |
В течение 3-х лет |
Семинар-практикум |
«Построение процесса обучения на основе инновационных технологий» |
Февраль 2015 | ||
Круглый стол |
Инновационные технологии в ДОУ |
Март 2015 | ||
Индивидуальные маршруты; |
Теоретическое обоснование инноваций реализуемых педагогом в образовательной деятельности с детьми. |
| ||
Самостоятельная работа педагогов по изучению литературы по теме. |
«Технология интегрированного занятия в ДОУ» С.Д.Сажина Управление ДОУ «Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ» А.И.Иванова Управление ДОУ Технология развития связной речи Т.А.Сидорчук; Н.Н.Хоменко |
В течение года | ||
Создать единую систему мониторинга |
Создание единой системы мониторинга, которая обеспечит необходимую информационную основу для принятия и коррекции управленческих решений |
Информационный мониторинг |
Сбор, накопление и систематизация материала в педагогическом кабинете. Оформление постоянной выставки на тему «Инновационная деятельность в ДОУ»; Обеспечение методической литературой в рамках инновационной деятельности Использование интернет ресурсов и др.; |
В течение года В течение года |
Управленческий мониторинг |
Создание банка педагогических инноваций в который входят «Банк информации о педагогах»: «Характеристика инноваций и нововведений», |
В течение года | ||
|
|
Педагогический мониторинг |
Изучение эффективности педагогического процесса (самооценка профессионализма педагогов) |
Май 2015 |
Создать современную развивающую среду для детей, родителей, педагогов |
Создание современной развивающей среды которая направлена на решение разных задач работы с детьми, родителями, педагогами |
Педсовет |
Психолого – педагогические требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования» |
Октябрь 2014 |
Семинар-практикум |
Создание развивающей среды в группах ДОУ в условиях внедрения ФГОС |
Ноябрь 2014 | ||
Тематический контроль |
Организация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС |
Апрель 2015 | ||
Выявить и распространить инновационный опыт. |
Выявление и распространение инновационного опыта на уровне ДОУ, муниципальном, региональном уровнях. |
Открытые мероприятия, |
По годовому плану, по темам самообразования По инновационной деятельности |
Март-май 2015 2014-2015г. |
Публикации |
Официальный сайт ДОУ |
В течение года | ||
Разработать, и использовать систему стимулирования и поощрения инновационной деятельности педагогов |
Стимулирование педагогов к инновационной деятельности. |
Материальное стимулирование |
Установления доплат и надбавок за инновационную деятельность |
ежемесячно |
Моральное стимулирование |
Награждение педагогов грамотами, благодарственными письмами и т.д. |
В течение года |