Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

использование ИКТ в методической работе

использование ИКТ в методической работе

Выступление на I ТУЛЬСКОМ IT ФОРУМЕ «ОБРАЗОВАНИЕ»
«Электронная школа» на базе МБДОУ №115
«Использование интерактивного оборудования в воспитательно-образовательном процессе для детей с нарушением речи»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ДОУ
Старший воспитатель Перякина О.В.
Задача повышения качества образования на основе внедрения компьютерных технологий и создания единого образовательного информационного пространства, впервые поставленная в Концепции модернизации российского образования до 2010 года остается актуальной и на сегодняшний день. Об этом говорится в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
По мнению С.Д. Ильенковой качество образования определяется, прежде всего, качеством носителя знаний. «Носитель знаний» в дошкольном учреждении – педагог, работающий с детьми, который не только передает знания, но и формирует личность ребенка, его мировоззрение и духовность. Поэтому важным условием повышения качества дошкольного образования является эффективная система методической работы. Методическая работа направлена на обучение и развитие педагогических кадров, выявление, обобщение и распространение наиболее ценного опыта, а также составления и реализации авторской системы работы, выполнения инновационных проектов на основе информационно-методического сопровождения педагогов для обеспечения образовательного процесса. Её цель - постоянное развитие и выявление потенциальных возможностей педагогического коллектива и как следствие повышение качества воспитательно-образовательной работы в целом.
Можно сделать вывод, о том, что в основе методической работы лежит процесс сбора, хранения, обработки и распространения информации, которая позволяет проанализировать укомплектованность кадрами, оценить образовательный уровень педагогических кадров, рост профессионального мастерства, эффективность работы на основе проведения мониторинга и т.д.
В настоящее время методическая работа, в большинстве случаев, осуществляется с использованием традиционных форм и методов, информация собирается и анализируется механически, что влечет за собой большие затраты времени и, как следствие, запоздалые решения.
Компьютер применяется для ведения всевозможной документации и отчетности, как средство изготовления различного наглядного материала, что часто обусловлено низким уровнем умений старших воспитателей в области владения компьютерной техникой, недооценкой ее возможностей.
В последнее время создаются программные материалы для детского сада, помогающие унифицировать управленческую деятельность заведующего в области финансово-хозяйственной, административной деятельности. Однако отсутствуют программы, позволяющие осуществлять контроль качества профессионального мастерства педагогов, проводить мониторинг повышения образовательного уровня кадров, оценить эффективность работы педагога.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), обладая такими чертами как возможность быстрого сбора и обработки данных, их передача на большие расстояния, сохранение больших объемов необходимой информации, значительно расширяют возможности использования ресурсов в различных отраслях деятельности человека, в том числе и дошкольном образовании.


К средствам ИКТ в технико-технологическом аспекте относятся:
· локальные вычислительные сети,
· современные средства связи всех видов, обеспечивающие информационное взаимодействие пользователей, как на локальном, так и глобальном уровнях,
· устройства ввода-вывода информации всех видов,
· средства и устройства манипулирования информацией и ее транслирования — текстовой, графической, аудиовизуальной,
· средства архивного хранения информации,
· системы компьютерной графики,
· системы представления и использования аудиовизуальной информации
· программные системы и комплексы,
· системы искусственного интеллекта,
· инструментальные и прикладные средства и системы, реализующие мультимедиа технологии,
· гипертекст, телекоммуникации, виртуальная реальность.

Их применение на практике в системе методической работы дошкольного учреждения способствует увеличению информационных потоков с использованием сети Internet, осуществлению быстрой обратной связи с коллегами (электронная почта, электронные доски объявлений), получению объективной картины уровня профессионального мастерства педагогов (компьютерные тесты, диагностические комплексы).
Наряду с этим появляется возможность разнообразить и сделать наиболее интересными и эффективными формы методической работы: так, использование в процессе подготовки и проведения советов педагогов, консультаций демонстрационно-энциклопедических программ и программ презентаций, позволяют подготовить выступление на наглядной основе с использованием слайдов, создать конспекты докладов и материалов для раздачи слушателям.

Отказ от аудиторной системы проведения методических мероприятий позволяет перейти к проведению телеконференций, on-line семинаров по обмену опытом, дистанционных творческих гостиных, коллективных образовательных проектов, деловых игр, виртуальных экскурсий.
В целях изучения передового педагогического опыта и обмена мнениями, а так же расширения географии трансляции авторских разработок педагогов широкие возможности открываются при использовании тематических форумов и Web - сайтов, где в открытом доступе можно разместить свои материалы, организовывать обсуждение по разным вопросам, привлечь внимание к групповой разработки проектов, их размещение и обсуждение в сети Интернет.
Реализация информационно-аналитической функции методической работы, а именно сбор и обработка информации будут наиболее эффективны и займут меньше времени при использовании контролирующих программ и проведения тестирования, анкетирования с использованием прикладных компьютерных программ.

Быструю и качественную подготовку демонстрационных материалов для организации и проведения мероприятий обеспечат современные компьютеры, позволяющие соединить в пределах одной программы тексты, графику, звук, анимацию, фотоизображения, большие объемы видеоматериалов.
Значительно сократит время на поиск научной, методической литературы, а так же на обработку информации использование электронных каталогов и архивов, где документы систематизируются и структурируются, что способствует стандартизации и унификации процессов работы с ними.
Важной задачей внедрения ИКТ в практику работы дошкольного учреждения в целом, и в частности в практику методической работы, является формирование информационно-образовательной среды и как следствие совершенствование методической деятельности, педагогического творчества и информационной компетентности как старшего воспитателя так и педагогического состава.
Её решение будет способствовать не только самосовершенствованию педагога, но и позволит повысить качество воспитательно–образовательного процесса в целом.
Анализируя все вышеперечисленное, можно сделать вывод о том, что использование информационных и коммуникационных технологий в методической работе позволяет организовать и осуществлять быструю и эффективную работу с информационными потоками, а именно сбор, обработку, хранение, передачу и подачу информации, сократить временные рамки проведения мероприятий, разнообразить формы организации методической работы.

МБДОУ "ЦРР - Д/С №2"