Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА И ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ УСТРАНЕНИЯ ЗАИКАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА И ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ УСТРАНЕНИЯ ЗАИКАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Заикание – сложная речевая патология. Чаще всего возникает в дошкольном возрасте. Это нарушение речи затрудняет свободное речевое общение ребенка с окружающими людьми, накладывает отрицательный отпечаток на формирование личности, на поведение ребенка.
Наиболее интенсивно речь ребенка развивается в период от 2 до 5 лет. Именно, на период интенсивного формирования речи и падает появление заикания. В это время ребенок накапливает словарь, устанавливает звуковую сторону речи, овладевает грамматическим строем речи.
В процессе развития речи некоторые дети проходят через физиологическое заикание, которое бывает вызвано тем, что речевой аппарат ребенка не успевает словесно оформлять мысли, опережающие речь. Физиологическое заикание внешне проявляется в повторении начальных слогов или целых слов. Это заикание кратковременно, не сопровождается сопутствующими и судорожными движениями, не фиксируется на определенных звуках или словах.
Физиологическое заикание исчезает самостоятельно к четырем годам.
Конечно, самостоятельно разобраться родителям в характере заикания трудно. Поэтому при появлении у ребенка запинок в речи необходимо обратиться к врачу или логопеду.
Обязательно надо помнить, что физиологическое заикание может перейти в настоящее заикание, если в семье не будет нормальной, здоровой обстановки и правильного речевого воспитания.
Родители должны помнить:
· С самого начала речевого общения с ребенком должна быть ясная, четкая речь взрослых.
· С первых месяцев жизни ребенка родители должны общаться с ним как с понимающим человеком и следить за своим тоном, темами разговоров, выбором слов и выражений.
· Ребенок с самого рождения должен слышать спокойную, плавную, неторопливую речь взрослых.
Соблюдение условий правильного речевого развития и общего воспитания является хорошей профилактикой речевых расстройств и в том числе – заикания.
Чаще всего заикание возникает в возрасте от двух до пяти – шести лет. Почему?
Именно в этот период начинается активное развитие речи у ребенка. Заикание не может проявиться до появления самой речи. Заикание появляется не позже 5-6 лет. Именно в этот период формирование речи в основном заканчивается, речь не так подвержена срывам, как в начале своего развития, когда она более всего неустойчива и не сформирована.
Вот родители заметили, что у ребенка появились в речи запинки. Но за логопедической помощью обращаются не сразу после возникновения заикания, а спустя некоторое время, а то и годы, и при беседе с родителями на вопрос: « Почему раньше не обратились?»
Можно услышать ответ: « Думали, что само пройдет. Нам никто не подсказал».
Таким образом, родители обращаются за логопедической помощью спустя несколько лет. Если не принимать мер, то заикание с возрастом не пройдет, а будет усиливаться. С возрастом оно начинает «обрастать» всякого рода «маскировочными» уловками. Кроме того, появляются сопутствующие движения. Однажды при затруднении, случаются закрыв глаза, топнув ногой, или подняв руку к лицу, или сделав какое-либо ещё движение, ребенок заметив, что «трудное» ранее слово он произносит легко. Этого бывает достаточно, чтобы движение зафиксировалось в сознании как помогающее. Ребенок начинает прибегать в трудных случаях, считая, что это облегчает ему речь.
Сопутствующие движения появляются в процессе развития заикания, когда дефект прогрессирует и принимает все более тяжелые формы.
Сопутствующие движения – это судорожные явления, которые возникают в различных группах мышц внеречевой мускулатуры: лица, шеи, туловища, конечностей.
Движения самые разнообразные: зажмуривание глаз, моргание, раздувание крыльев носа, опускание или откидывание головы, напряжение мышц шеи, сжимание пальцев, притопывание ногами, различные движения туловища.
По мере развития заикания появляются речевые уловки. Заикающийся начинает болезненнее реагировать на свой речевой недостаток.
Это откладывает отпечаток и на характер: ребенок становится замкнутым, молчаливым или раздражительным, вспыльчивым, нервозным.
С возрастом, когда увеличивается речевая нагрузка у заикающегося появляется страх речи. Страх речи переживается ребенком и сам по себе является фактором, ухудшающим состояние речи.
Симптоматика заикания очень непостоянна, изменчива. Меняется вид заикания: то оно проявляется в повторении звуков или слогов, то во внезапных остановках, паузах.
Неустойчивыми оказываются и сопутствующие движения. Исчезают одни и на их смену появляются, новые.
Таким образом, устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникает. В начальной стадии заикание имеет обычно легкую форму.
Но легкое, едва заметное вначале заикание может со временем усиливаться. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжелый, стойкий дефект и влечет за собой изменения в психике ребенка.
Кроме того, заикание лишает ребенка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной работе.
Поэтому данный речевой дефект важно устранить ещё до поступления в школу.
Файлы:

МБДОУ "ЦРР - Д/С №2"