Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Спрашивали? Отвечаем!

Спрашивали? Отвечаем!

Как подготовить руку дошкольника к письму


a2e338f9c6283257d2e5198a77befc6c.jpg f206673887a819d437bc364616808337.jpg

Письмо — сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма — длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко.
Кроме того, развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи, так как зоны коры головного мозга, отвечающие за эти функции, расположены очень близко друг от друга. Именно в дошкольном возрасте на развитие мелкой моторики следует обращать особое внимание.
Важно сразу научить ребенка правильно держать предмет, которым он пишет или рисует. Правила пользования ручкой (карандашом) разрабатывались недаром: в них обязательны правильная посадка ребенка, правильное положение тетради или раскраски. Правильное положение при письме.
Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующее: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причем большой расположен несколько выше указательного. Опора на мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при письме, рисовании находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно. Ребенок должен сидеть за столом прямо, голова, а не туловище слегка наклонена, ноги согнуты под прямым углом, подошва всей ноги касается пола. Рука, не занятая письмом, лежит на столе параллельно его краю. Она ни в коем случае не должна лежать на коленях — это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушения осанки.
Виды и причины неправильного навыка письма.
Все частные случаи неправильного навыка письма можно условно разделить на несколько видов:
• неправильное положение пальцев: например, ребенок держит пишущий предметам «щепотью», собрав пальцы «горсточкой», рука сжата в кулак, большой палец значительно ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему.
• неправильное положение пальцев относительно пишущего предмета: ребенок держит ручку (карандаш) слишком близко (или далеко) к нижнему кончику;
• неправильное положение руки: кисть вывернута таким образом, что верхний кончик ручки направлен в сторону или от себя; кисть при письме или рисовании зависает над столом, зависает локоть и др.
• неправильное движение руки: кисть жестко фиксирована на месте, двигаются только пальцы, фиксирован локоть;
• слишком сильный, чаще всего, или слабый нажим при письме или рисовании.
• неправильное положение тела: ребенок принимает неудобную позу, изгибая тело в сторону, подкладывает под себя ногу, приподнимается со стула.
Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Огромную пользу в развитии мелкой моторики руки оказывают:
· массаж и самомассаж пальцев и кистей рук;
· пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика;
· занятия лепкой, аппликацией, рисованием, различными видами рукоделия;
· игры с мелкими предметами (конструкторы, мозаика, пазлы, счетные палочки и т. п.) ;
· развитие элементарных навыков самообслуживания;
· различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности;
· игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых!!!);
· игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать - наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.;
· рисование карандашом (фломастером, кистью);
· застёгивание и расстегивание молний, пуговиц;
· одевание и раздевание игрушек.
Развивающие игры для дошкольников. Игры для развития мелкой моторики
• Упражнения с пипеткой
Для этого упражнения вам понадобится пипетка и небольшие емкости для наливания жидкости. Предложите ребенку капать окрашенную воду пипеткой в емкости.
• Упражнения с пинцетом
В небольшие емкости пинцетом можно накладывать бусинки.
• Сортировка мелких предметов
Сортировка по цвету, форме, размеру мелких предметов, например, бусинок.
• Кукольная одежда на прищепках
Развешивание кукольной одежды и лоскутков ткани на веревочке с помощью прищепок также замечательное упражнение для развития мелкой моторики.
• Игры с прищепками
Прищепки можно цеплять не только на веревочку, но и на картон: по цвету; с буквами по краю коробки и соответствующими буквами на прищепках (задание состоит в том, чтобы найти и совместить букву на прищепке с буквой на коробке. Можно заменить буквы цифрами или геометрическими фигурами).
• Игры с болтами и гайками
Для этого задания понадобятся гайки и болты крупного размера. Задание: накрутить гайку на болт.
• Игры с трубочками для коктейля
Разрежьте на мелкие кусочки разноцветные пластиковые трубочки для коктейля. Упражнение состоит в том, чтобы нанизывать на ниточку эти кусочки в определенной последовательности.
• Игры с бусами
Нанизывание бусинок на нитку или соломинку прекрасно развивает тонкую моторику.
• Сортировка семян
Требуется рассортировать различные виды семян с помощью пинцета.
• Игры с зубочистками
Взрослый заранее рисует на листе бумаги какую-нибудь букву, цифру или простой рисунок. После этого лист бумаги кладется на ковер, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет.
• Переливание жидкостей и сыпучих веществ.
Научите ребенка переливать жидкости из одного сосуда в другой. Но начинать лучше с "переливания" семян, например, гороха. После этого можно учиться "переливать" песок, и только потом воду.
• Игры с конструкторами и пластилином
Чтобы мелкая моторика дошкольников развивалась правильно, занятия должны быть регулярными. Не стоит думать, что это отнимет у вас много времени: многие занятия не требуют присутствия родителей. Ваша задача — лишь предоставить ребенку необходимые материалы, дальше он сам прекрасно разберется.
Конечно, это не значит, что ребенок должен все время быть предоставлен сам себе. Необходимо выделить время и для совместных занятий. Помните: ребенку важна ваша поддержка! Если у него что-то не получается, не нужно ругать его за это, лучше помогите. Занятия должны проходить в доброжелательной обстановке и приносить ребенку радость, только так они дадут плоды.
Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

5fa6700780044520a2ee0b8da4bd5bfe.jpg

Педагог-психолог МБДОУ «ЦРР-Д/С№2» (УК№120): Старцева Любовь Игоревна

МБДОУ "ЦРР - Д/С №2"