Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Для родителей. Логопедический садик:что это такое?

Для родителей. Логопедический садик:что это такое?

Логопедический садик: что это такое?

Когда кроха еще уютно посапывает в колыбельке, мама уже думает в какой детский садик он пойдет. Однако, не все так просто. Ажиотаж вокруг детских садов не только не утихает, но и растет год от года, несмотря на активное строительство новых садов.
Гораздо труднее в этом вопросе родителям, чей ребенок остро нуждается в специализированном детском садике. Наряду с обычными садами, без какого-либо профиля, существует целая система садиков для малышей с особенностями в развитии. Например, чтобы исправить различные речевые проблемы, организованы целые логопедические детские сады. Это обычно малокомплектные садики по 10-15 человек в каждой. Специалисты отмечают, что потребность в логопедической помощи дошкольникам растет с каждым годом.

Как попасть в логопедический садик?

Для начала мамочка, обеспокоенная невнятной речью малыша, должна посетить логопеда в поликлинике. Если логопед увидит проблему, обязательно направит на комиссию по приему детей в логопедический садик. Только маме придется собрать еще несколько справок: от отоларинголога, окулиста, педиатра и психоневролога (сейчас это не всегда обязательная справка). Вот с таким набором документов мама должна явиться на комиссию вместе с малышом. Задача комиссии (которая состоит из логопеда, психолога, психоневролога, дефектолога) определить, действительно ли у ребенка есть отставание в речевом развитии, или просто мамочка перестраховалась. Если комиссия коллегиально решает, что проблема есть, то встает вопрос комплектации: а в какой именно логопедический садик нужно направить именно этого малыша? Ведь логопедические заключения бывают разные, в зависимости от них и набирается группа деток определенного возраста.
Кроме садиков, полностью отданных под логопедические нужды, повсеместно распространены логопедические группы в обычных садах. Такие сады называются «Дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида». То есть смешанный садик. Схема набора деток сюда такая же. Качество обучения, программа обучения и квалификация логопеда везде одинаковые: как в Лого-садике, так и в саду комбинированного вида.

А есть ли проблема?

Наблюдательная мама никогда не оставит незамеченными проблемы малыша, как со здоровьем, так и с развитием. А вот что делать гиперчувствительным, тревожным мамам, которые склонны видеть нарушенное развитие буквально во всем? Обычно они считают, что их ребенок плохо говорит, когда ему нет и года, и бегут на консультацию к логопеду. Давайте разберемся, когда стоит успокоиться и подождать, а когда надо бить тревогу и пытаться добиться логопедического садика.

Простейшее обследование речи дома.

Его имеет смысл проводить, если крохе уже исполнилось 2 года. До этого времени он еще имеет полное право не говорить предложениями, переставлять слоги в словах так, что его никто не понимает, в том числе и мама. А вот в 2 годика многое меняется в организме малыша, активно созревают нервные клетки мозга, отвечающие за формирование речи, кроха становится взрослее, «осознаннее». Давайте узнаем, стоит ли уж так спешить определить его в логопедический садик. А может, все не так плохо?
Обследование пассивного словаря. Нет ничего проще! Дайте ребенку несколько заданий и посмотрите, точно ли понял он ваши слова, все ли выполнил в точности:
- «Будем строить домик для зверей. Принеси кубики» (это одноступенчатая инструкция)
- «Отлично! Поставим кубики друг на друга. Помогай. А теперь отнеси эту коробку обратно и принеси нам зайку» (а это уже двухступенчатая инструкция)
- «Хорошего зайку ты принес. Только он большой для нашего домика. Отнеси этого обратно, принеси маленького зайку и посади его в домик» (это не только трехступенчатая инструкция, но еще и с предлогом В)
- проверьте, может ли малыш показать или принести разные бытовые предметы: чашку, ложку, тарелку; кубик, машинку, ведерко; колготки, ботинки, платочек и т. д.
- понимает ли он слова-действия, то есть глаголы: прыгни, сядь, подойди, открой, вытри, дунь, помаши, налей, выброси и т.д.
Если вашему малышу уже 3-4 года, пассивный словарь проверяется несколько иначе, требования выше. Попросите его спрятать мячик ПОД платок, а потом платок ПОД мячик; карандаш ЗА чашку, чашку ЗА карандаш. Попросите обязательно показать тот или иной цвет: «Где красный кубик? А где желтый?». Если трудно – это тревожный знак.
Дальше стоит прислушаться к активной речи вашего ребенка. Фразовая речь должна быть сформирована в 2-2,5 года. Что это такое – фразовая речь? Это речь предложениями, пусть короткими, пусть с «аморфными» словами «Мама, дя пи!» (мама, дай пить!), пусть непонятными для окружающих. Если малыш пыхтит, мучается, но пробует говорить в 2 года предложения из 2-3 слов – повода для паники нет. Однако, если этому же малышу уже 3-4 года – то надо начинать занятия срочно, не откладывая.
Очень важно понять, как слышит звуки речи ваш малыш. Проверить это очень просто.
К 2-3-хлеткам это не имеет отношения, а вот с 3-х лет – можете проверить. Игра «Хлопни в ладошки, когда я скажу «мяу». Вы говорите «гав», «му», «мяу», «пи», «мяу», а ваше чадо хлопает только на «мяу». Когда он уловил принцип игры, усложните задачу: «Хлопни в ладошки, когда я скажу «у». Звук слушать труднее; совсем непросто для такого малыша вычленить его среди других: «а», «и», «у», «о», «у». Ну, а если даже с этим вы справились, то смело просите его хлопнуть на звук Ш, при этом прикройте рот листком бумаги, чтобы маленький хитрец не ориентировался на вашу артикуляцию: «Ш», «с», «ж», «ш», «м», «у», «з», «ш»… Если все слышим хорошо – можете успокоиться – фонематический слух развивается нормально, логопедический садик вам не нужен!
И только в последнюю очередь обратите внимание на звукопроизношение.

Ситуации, когда надо срочно искать логопеда:

1. У 2-хлетнего крохи «каша во рту», ротик полуоткрыт при нормальных аденоидах, часто текут слюнки, высовывается язычок, который бывает слишком большим и неповоротливым
2. Если у малыша «носовой» оттенок голоса при здоровых аденоидах, а язычок или высовывается или, наоборот, лежит во рту комком и непонятно, что малыш говорит, даже звуки А , У плохо получаются.
3. Если малыш весьма заметно заикается или резко перестал говорить после стрессовой ситуации.
4. Если в 3 года не произносит или заменяет звуки К, Г, Т, Д, Х, ТЬ. Также спешим к логопеду, если в 4 года малыш искажает или просто не говорит звуки С,З,Ш, Ж, Щ, Ц,Ч, Р,Л, В, а часто и мягкие варианты СЬ, ЛЬ, ЗЬ. При хорошем речевом развитии в 4-5 лет все звуки речи должны быть сформированы, трудности допускаются только при звуке Р, а также допустимы смешения некоторых звуков в предложениях: С-Ш (Сла Шаша по шоссе) , Р-Л (Клара иглара на кларнете).

В самом конце своего «домашнего» обследования проверьте еще раз и запишите, какие цвета может показать и назвать ваш малыш. Двухлетка должен легко находить такой же цвет по образцу («Вот желтый кубик. Дай такой же»), вполне может узнавать цвет по его названию «Дай красную машинку». Но называть цвета ему совсем еще необязательно. А вот в 3-4 года он уже должен называть 2-3 основных цвета. Также и со счетом. В 3 года крохе уже доступны понятия «один – много», он уже может пересчитать предметы от 1 до3-х. Также 3-4-хлетние узнают и называют некоторые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Научите малыша собирать пирамидку, сначала из 3, а затем из 5 колец. Если все задания ваш кроха-ученик выполнил хорошо, то вам не стоит спешить в логопедический садик.
Однако, если хотя бы один пункт обследования вас не удовлетворил – обратитесь к специалистам, вам обязательно помогут.

МБДОУ "ЦРР - Д/С №2"