«Веселые отпечатки»
Я во всем ищу возможности, чтобы сделать занятия по развитию речи интереснее и полезнее. Совместная продуктивная деятельность ребенка и взрослого – лучший способ для развития речи. Через рисование часто получается разговорить малышей, а для деток постарше – это способ преодолеть стеснительность, повод пообщаться на интересную тему. Занятие по развитию речи как бы прячется в игровую, творческую деятельность. Просто смотреть на картинку коровы и повторять “мууу” не так хочется, как если корову нарисовал сам! Вот был чистый лист, ты ставишь пару отпечатков, взрослый дорисовывает несколько штрихов и вуа-ля! Чудо! Можно и помычать по такому поводу : ) а потом снова повторить все с начала: развиваем моторику, побуждаем к речи и создаем ситуацию, когда ребенок снова и снова захочет рисовать, а значит будет вас об этом просить, будет использовать все доступные средства коммуникации.
На это меня натолкнула книга Эда Эмберли «Веселые отпечатки»
В работе я обычно использую цветные штемпельные подушки и тонкий фломастер. Пальчиковые краски должны высохнуть, а по отпечаткам со штемпельных подушек можно сразу рисовать контуром. Очень выручают влажные салфетки, чтобы руки и все вокруг оставалось чистым. Детям, которые не выносят грязных рук, будет психологически комфортнее.
Времена года, овощи, фрукты, животные – любая лексическая тема может быть нарисована. Кроме традиционного рисования, можно использовать прием раскрашивания. Вы готовите страничку с контурами, а ребенок ставит отпечатки нужных цветов и догадывается, что появляется на картинке. Так развивается не только воображение, но и мышление.
Развитие связной речи происходит, когда мы анализируем последовательность действий и обсуждаем ее. Это похоже на рассказ по серии сюжетных картинок. Например, история про снеговика. Нарисуйте последовательность действий, нарушив порядок.
Попросите ребенка восстановить последовательность.
Для удобства можно разрезать карточки и выложить последовательность более наглядно. Теперь можно и самому ребенку нарисовать, рассказывая историю: Выпал снег. Дети сделали большой снежный ком. Потом еще один и поставили сверху. Из третьего кома получилась голова снеговика. Веточки-руки, ведро-шляпа, и снеговик готов!
Это всего несколько примеров, но вы видите, идеи рождаются одна за другой!
Теперь, если вы не успели подготовить картинку к занятию, радуйтесь!
Вы можете ее нарисовать вместе с ребенком по книжке “Веселые отпечатки”.
Приятного творчества и веселых игр!