Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Консультирование родителей неговорящих детей

Консультирование родителей неговорящих детей

Все чаще на приемах у логопеда оказываются родители, обеспокоенные тем, что их ребенок двух-трех лет до сих пор не говорит. К сожалению, увеличение числа детей с задержками речевого развития становится не очень утешительной тенденцией. Возрастающая актуальность этой проблемы отмечалась в последнее десятилетие многими авторами (З.М. Дунаева, Л.И. Растягайлова, 2003; Н.А Урядницкая, 2003; Е.Ф Архипова, 2005; Г.В Чиркина, 2003; Ю.В. Герасименко, 2003; Е. Янушко, 2007; Л.Р. Давидович, Т.С. Резниченко, 2008. Обследования детей раннего возраста выявили, что наиболее частыми проблемами являются речевые расстройства. Существует множество речевых трудностей у детей в этом возрасте, но хотелось бы затронуть вопрос о специфике работы с детьми раннего возраста, отстающими в речевом развитии. Архипова Е.Ф. (2005) отмечает, что в последние годы определилось особое направление в логопедии – превентивное логопедическое воздействие. Такая работа требует от логопеда определенных навыков и особенного подхода к обучению, поскольку методика занятий с малышами существенным образом отличается от занятий с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. В настоящее время представлен большой выбор специальной литературы для логопедических занятий с дошкольниками, однако описание практического опыта работы с малышами встречается редко [7].
Ребенок, отстающий в речевом развитии, нуждается в активном участии семьи, иначе никакая логопедическая помощь не будет эффективной. Важно обучить родителей хорошо знать особенности речевых проблем своего ребенка и дать им практические навыки по их разрешению.
Для повышения уровня осведомленности родителей неговорящих малышей об основных аспектах логопедической работы, ниже приведен минимальный объем информации, который в доступной форме необходимо знать родителям.
Во-первых, родители должны представлять возможные причины отставания речи (отягощенный анамнез, родовые травмы, перенесенные заболевания, состояние анализаторных систем, особенности раннего развития).
Во-вторых, родные и близкие должны быть готовы к тому, что ребенку понадобится помощь нескольких специалистов (педиатра, невролога, логопеда, психиатра, сурдолога) в том случае, если:
1. Ребенок не реагирует или не всегда реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону взрослого, у него отмечается немодулированность крика, однообразное гуление, отсутствие лепета и смеха, не формируется внимание к речи окружающих.
2. Нарушена способность к установлению эмоционального контакта (если ребенок не реагирует на свое имя, не выполняет простые словесные инструкции, не подчиняется словесным командам, не может показать предметы и действия в окружающей его обстановке, на отдельных предметных и сюжетных картинках).
3. При нормальном слухе малыш не реагирует должны образом на обращения, не применяет жестов, даже указательных, не переносит малейших изменений в условиях существования, не устанавливает эмоциональный контакт.
4. У ребенка отсутствуют подражательные игровые действия, он не может и не хочет повторять предложенные манипуляции с игрушками, применять их по назначению [2].
В-третьих, необходимо поговорить об особенностях работы с детьми раннего возраста, так как методика занятий с малышами коренным образом отличается от занятий с детьми дошкольного возраста [7].
В первую очередь, работа с малышами предполагает:
1. Наличие у ребенка потребности говорить. Необходимо создать такие условия, в которых у ребенка появится желание произносить одни и те же звуки неоднократно.
2. Развитие эмоционального общения со взрослым. Ребенок не станет повторять за взрослым, если не налажен эмоциональный контакт. Для нормального речевого развития малыша общение должно быть: значимым, проходить на эмоционально положительном фоне и обязательно побуждать к ответу.
Особая роль здесь отводится эмоциональным играм, в которых инициативу берет на себя взрослый. Проведение таких игр требует соблюдения нескольких условий: взрослый должен проявлять большую заинтересованность в игре и активно взаимодействовать с ребенком, сопровождать игровые действия комментариями, описывая словами все этапы игры. Это простые, хорошо знакомые игры, которые помогут установить эмоциональный контакт и настроить на общение («Лови мячик», «Дай ручку», «Киса, киса, брысь!»). В них от ребенка не требуется речевой активности и не вызывают у малыша негативную реакцию. При этом речь должна быть эмоциональной, четкой и немногословной [7].
3. Развитие общего подражания обязательно должно предшествовать речевому. Значение создания потребности подражать речи в качестве важнейшего пускового момента в возникновении речи отмечается всеми специалистами, занимающимися с задержанными в речевом отношении детьми (Е.Ф. Архипова, Л.Р. Давидович, Т.С. Резниченко, Е. Янушко и др.). Только на сформированном общем подражании движениям и действиям начинается собственно речь ребенка [7]. Последовательность развития общего подражания от простых движений к сложным: начинают с отдельных простых, а затем и нескольких движений. Следующим этапом учат выполнять действия с предметами и игрушками, потом можно включать подвижные игры и игры со стихами и только на заключительных этапах выполнять игровые действия.
4. Развитие слухового восприятия нужно развивать с первых дней жизни. Родителям важно научить детей слушать. Для этого желательна следующая последовательность: сначала пробуждение интереса к звукам окружающего мира (шуршание листьев, шум дождя, лай собаки), потом подключаются звуки, исходящие от предметов и материалов (тиканье часов, звон стекла, скрип двери), «домашние» звуки (холодильника, телефона), транспортные звуки (сигналы машин: гул самолетов, скрип тормозов), звуки детских музыкальных игрушек и инструментов. Очень важно учить различать неречевые звуки (бубен, барабан или погремушка; шуршит бумага или журчит вода и т.д.); громкие и тихие, разные по силе и высоте звуки; развивать умение определять источник звука, улавливать ритм и только потом переходить на развитие речевого слуха, постепенно приучая дифференцировать неречевые и речевые звуки, в том числе и звукоподражания [2, 7].
5. Не обойтись при становлении речи и без развития дыхания, сначала физиологического, а потом речевого. Приступая к развитию физиологического дыхания, подбираются игры на выработку сильного ротового выдоха: малышей учат плавно дуть на бумажных бабочек и вертушки, сдувать осенние листочки, удерживать выдохом кусочки ваты над головой, выдувать через трубочку мыльные пузыри из стакана и даже катать сильной воздушной струей по столу карандаши.
6. Развитие моторики рук. Родителям важно знать, насколько подражание движениям рук, игры с пальцами стимулируют и ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует не только опыт многих поколений, но и многие исследования наших физиологов, доказавших прямое влияние двигательных импульсов от пальцев рук на формирование речевых зон и коры головного мозга в целом [7]. Это определяет некоторую последовательность в развитии движений рук: хватание, соотносящие движения, подражание движения рук и только потом переход к более тонким движениям кистей и пальцев рук.
7. Подключение упражнений для органов артикуляции, которые активно участвуют в оформлении речи. Цель артикуляционной гимнастики Е.Ф. Архипова (2005) видит в стимулировании кинестетических ощущений, необходимых для развития подвижности губ и языка. На этом этапе не надо добиваться качества выполнения этих упражнений [1].
В-четвертых, чтобы четко понимать содержание логопедической работы с безречевым ребенком, родителям нужно четко знать, что:
Для овладения речевой деятельностью должны сформироваться две важнейшие способности; способность понимать сказанное и собственно сама способность говорить [2]. Любой сбой в развитии этих основных речевых функций неминуемо влечет за собой задержку речи.
Ключевым моментом системы «запуска» речи можно рассматривать одновременное воздействие на процессы совершенствования как понимания речи, так и формирования собственной речи ребенка [2].

Для стимулирования появления речи именно родительская активность становится незаменимой помощью логопеда. На этом этапе важнейшим фактором становится правильное поведение в отношении ребенка:
1.Создание речевой среды, предполагающей постоянный разговор с ребенком, многократное проговаривание всех бытовых ситуаций. Это касается одевания, раздевания, прогулки, завтрака, обеда, приготовления еды и т.д.
2.Накопление пассивного словаря. Родителям важно взять за правило комментировать все, что вы делаете, а некоторые слова произносить и по несколько раз. При этом взрослый часто обращается к ребенку, задает вопросы и сам на них отвечает, если ребенок еще не готов реагировать на них должным образом. Родители должны понять, что при задержке речевого развития нужен по-особому осмысленный подход в отношениях с малышом.
3.Основной «пусковой» момент появления речи – общение. Важно постепенно приучить всех, кто близко общается с ребенком, использовать любую ситуацию для общения с ним. Со стороны всех близких в семье должен быть единый подход. Нельзя подавлять речевую, игровую инициативу ребенка. Родители должны стараться любыми обстоятельствами «спровоцировать» малыша на ответ, поощрять любую речевую реакцию [2].
Таким образом, придерживаясь рекомендаций логопеда, родители помогут своим неговорящим детям в развитии коммуникативной функции речи, подготовят к специально организованным играм и упражнениям, которые обязательно будут использоваться на логопедических занятиях.

Список литературы:

1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М.: «Астрель», 2005.
2. Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. Ребенок плохо говорит. – М.: «Гном», 2008.
3. Дунаева З.М. К вопросу об организации медико-психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с отклонениями в развитии / З.М. Дунаева, Л.И. Растягайлова // Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям: матер. конф. – М., 2003.
4. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / А.Е. Иванова, О.Ю. Кравец, И.А. Рыбкина и др.; под ред. Н.В. Серебряковой. – СПб.: КАРО, 2005.
5. Малофеев Н.Н. Ранняя помощь – приоритет современной коррекционной педагогики / Н.Н. Малофеев // Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям: матер. конф. – М., 2003.
6. Приходько О.Г. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни: метод. пособие / О.Г. Приходько, Т.Ю. Моисеева. – М.: Изд-во «Экзамен», 2004.
7. Янушко Е. Помогите малышу заговорить! – М.: «Теревинф», 2007.

МБДОУ "ЦРР - Д/С №2"