Автоматизация звуков. Скучно?.. Нет, интересно!
Игры "Из кармашка"
Предлагаю вам ряд игр, которые успешно использую для автоматизации звуков в практике. Я назвала их « Игры из кармашка»
Для этого вам потребуется набор картинок с автоматизируемым звуком в названии.
Поиграв в игры на занятии с логопедом, ребенок несет тетрадь домой, где каждый из родителей пытается закрепить пройденный материал. Но для того, чтобы вы поняли как это работает и увидели, что это интересно вашему ребенку, давайте разберемся, что я рисую в детских тетрадях.
Ребенок уносит с занятия логопеда игровое поле, глядя на которое, ему легко вспомнить простые правила игры. Каждое поле универсально и подходит для любого набора карти- нок из кармашка. Иногда родителям потребуется подготовиться к игре: разрезать картинки, подобрать фишки и кубик, приклеить кармашек.
Игра «Расселялки»
- Сложим картинки в кармашек поочередно (взрослый, ребенок, взрослый, ребенок). Складывая, называем картинки правильно.
- Бросим кубик и, соответствующее количество картинок, положим в кармашек. Складывая, называем картинки правильно.
- Сложим поочередно каждый по 3 картинки. Назовем правильно.
Игра «Живые - неживые»
- Разложим по домикам картинки. В домик с сердечком- картинки с живыми предметами. В домик с зачеркнутым сердечком- картинки с неживыми предметами. Раскладываем и правильно называем.
Игра «Грузовик»
- Загрузим грузовик. Груз (картинки) правильно называем.
- Бросим кубик и соответствующее количество картинок "загрузим" в грузовик. Картинки назовём чётко.
Игра «Два грузовика»
В тетради у ребёнка могут быть нарисовано два грузовика. Пусть ребёнок выберет себе один, на котором он поедет. Другой останется для вас. Бросая кубик, вы поочерёдно "загружаете" свой грузовик. Проиграет тот, кому в кармашке не хватит картинок.
Игра «Мой-моя-мои"
- Разложим по домикам картинки. Если, про предмет на картинке можно сказать:
Мой, кладём его в синий домик;
Моя - в красный;
Мои - в зелёный.
Раскладываем картинки, правильно называем.
Игра «Цветная клякса»
- Положим картинки из кармашка на кружочки. Клякса понарошку покрасит картинки. Все предметы станут Салатовыми (или гоЛубыми, или Розовыми). Назовём, что получилось. (Салатовый салют, салатовые сапоги, салатовые сандалии, ...
ИГРА «Подарки»
- У Сони и у Сани день рождения. Давай подарим им подарки. Будем класть картинки в коробки и называть, что кому дарим. (У Сони сани, а у Сани самолёт.)
Игра «Два мешочка»
- Переложим из кармашка картинки в большой мешочек. Назовём все предметы правильно. Наполнили мешочек. Теперь будем перекладывать из большого мешочка в маленький. Картинки понарошку будут становиться маленькими. (Сук - сучок, самолёт - самолётик). Наполнили мешочек. Все картинки стали маленькие.
Будем назад их делать большими - перекладывать в большой мешок. (Самолётик - самолёт) ...
Игра «Тропинка» или «Догонялки»
- Куда сегодня отправимся? Хочешь в гости к бабушке? Кто из нас быстрее доберётся? Сначала построим тропинку - выложим картинки из кармашка на кружочки. Будем кубик бросать и по тропинке шагать. Сколько точек выпадает на кубике, столько шагов делаем вперёд. Кто первый доберётся до бабушки - тот и победитель. Не забываем картинки называть правильно.
Игра «Пересчитаем»
- В тетради нарисован волшебный аппарат, который может понарошку превратить один предмет в несколько - размножить. Выберем любую картинку и положим её в центр. Будем по порядку называть цифры и предмет «размножать». (Один сук, два сука, три…)
Игры «Запоминайки»
"Две сумки"
- Положим в каждую сумку по 4 (5,6) картинки. Назовём, что лежит в зелёной сумке. Что в синей. "Закроем" сумку (перевернём картинку обратной стороной). Вспомним, что лежало в синей сумке. Назовём картинки чётко.
Игра «Украсим комнату флажками»
- Положим картинку на синий флажок. Что положили? Назовем. Теперь на красный. Что положили? Назовем.
Все флажки получились красивыми. Давай ещё раз посмотрим, запомним и назовем картинку: на зеленом флажке, на оранжевом… Отворачивайся. Вспоминай, какая картинка лежала на желтом флажке, на зеленом…?
Игра «У кого выше башня?»
- Давай построим башни. Я строю левую, ты строишь праву. Кирпичики – это картинки из кармашка. Бросаем кубик поочередно и выкладываем соответствующее число картинок . Если выпадает на кубике цифра 3 – башня рушится («Тройка- рушится постройка»). Кто первым построит башню- тот и победил.
И поле деятельности для проявления творчества и фантазии на этом направлении поистине безгранично. А результат коррекционной работы будет напрямую зависеть от того, насколько взрослым удалось заинтересовать ребенка и превратить однообразные утомительные занятия в увлекательные занятия. Для этого также важно использовать каждый подходящий момент: дорога от детского сада до дома, посещение магазина, работа на даче
и т. д.