Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Автоматизация звуков. Скучно?.. Нет, интересно! (продолжение)

Автоматизация звуков. Скучно?.. Нет, интересно! (продолжение)

Автоматизация звуков. Скучно?.. Нет, интересно!

Предлагаю вам ряд игр, которые успешно используются для автоматизации звуков в многолетней практике.
(Хорошо, если у вас будет набор из 15 – 20 картинок с автоматизируемым звуком в названии).
«Прятки»
Для этой игры приготовьте от 6 до 10 предметов (это могут быть игрушки), в названии которых автоматизируемый звук находится в начале, середине, конце слова.
Предметы разложите на столе и предложите ребенку постараться их запомнить. Накройте стол платком. Задача ребенка – вспомнить и назвать все предметы, которые «спрятались» от него. (Количество предметов можно увеличивать).
«По порядку становись!»
Предметы для игры можно использовать те же самые. Взрослый ставит предметы друг за другом. Ребенок проговаривает: «Первая – чашка, вторая – книжка, третья – шумовка…» и т.д. Затем взрослый предлагает ребенку отвернуться и меняет порядок предметов. Задача малыша - восстановить последовательность. (Кстати, эта игра способствует развитию внимания и зрительной памяти).
«Ищем звук во всем вокруг»
Взрослый и ребенок называют по очереди предметы с автоматизируемым звуком. Взрослый иногда «ошибается», тем самым развивая у ребенка внимание, способность к анализу и языковое чутье.
«Кто первый?»
Для этой игры необходимо взять картинки, кубик с точками и маленькие игрушки (из шоколадного яйца с сюрпризом) по количеству игроков. Картинки выкладываются «дорожкой» (или любой фигурой). Игрушки ставим на «старт». На «финише» - цель, к которой движутся игроки: «домик» или «вкусное угощение», т.е. все, что придумаете. Игроки поочередно бросают кубик и «шагают», называя картинки. В случае неправильного произнесения звука, игрок возвращается на «старт».
«Смешилки»
Картинки выкладываются стопкой. Игроки начинают предложение и заканчивают с помощью картинки, которую взяли из стопки.
Меня зовут…
Я живу в …
Я люблю есть…
Игра получается очень эмоциональной.
«Мой, моя»
Пред началом игры нужно договориться, кто из игроков будет собирать картинки, о которых можно сказать «моя» или «мой». (Для упрощения задания можно выдать игрокам карточки с изображением «девочки», «мальчика»).
Карточки сложить стопкой, картинкой вниз, брать поочередно, называя: «Моя кошка». Если картинка не подходит игроку, он кладет ее под стопку. Выигрывает тот, кто собрал большее количество картинок.
«На картину посмотри – чистоговорку расскажи!»
Когда ребенок знает достаточное количество чистоговорок с автоматизируемым звуком, игру можно усложнить. Для каждого текста нарисовать «ключевое» слово.
«Мышка» Тише, мыши, не шумите,
Кошку Машку не будите!
«Петушок» Петушок, петушок,
Дай Маше пушок!
«Окошко» Кошка на окошке
Штанишки шьет,
А мышка в сапожках
Избушку метет.
«Машина» У машины – шины.
Шины шумят,
Пугают мышат.
и т.д.
Эти картинки разложить между предметными (с автоматизируемым звуком). Игроки бросают кубик и движутся по дорожке, называя картинки. Когда фишка игрока попадает на карточку с «символом», ребенок должен рассказать «зашифрованную» чистоговорку.
«Чья картинка?»
В игре принимают участие три человека. Необходимо договориться, кто из игроков будет собирать картинки с определенным звуком в начале слова, кто – в середине слова, а кто – в конце. Для удобства игрокам можно раздать карты с шестью пустыми клеточками. Взрослый перетасовывает картинки и, показывая, спрашивает: «Кому шар?» Ребенок отвечает: «Шар - мне». Выигрывает тот, кто первый заполнит пустые клеточки.
«Построй домик»
Раскладываем картинки перед ребенком и предлагаем ему построить домик. На первом этаже будут жить картинки, в названии которых автоматизируемый звук - в начале слова, на втором – картинки со звуком в середине слова и на третьем этаже нужно поселить картинки с нужным звуком в начале слова.


Перечень игр для автоматизации звуков можно продолжать. И, безусловно, такие игры будут более эффективными в коррекционном процессе, чем однообразное повторение слов, текстов, поскольку играть ребенку гораздо интереснее.
Однако, не забывайте про основную цель ваших игр – правильное произношение звука, поэтому контролируйте и исправляйте звуки!
Пусть ваши игры принесут малышу не только пользу, но и радость! Терпения вам и творческих удач!

МБДОУ "ЦРР - Д/С №2"