Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Традиционная модель образования уйдёт в прошлое

Традиционная модель образования уйдёт в прошлое

Глобальная цифровизация приведёт к формированию рынка новых профессий, а это, в свою очередь, потребует создания новой системы образования. Речь идёт о непрерывном обучении, когда человек учится на протяжении всей жизни, получая не только знания, но и новые личностные навыки. Изменение парадигмы образовательной системы в условиях «цифровой экономики» обсудили участники международной конференции «Больше чем обучение: непрерывное обучение для нового мира работы», которая прошла 27 октября в Корпоративном университете Сбербанка. По оценкам министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова, в ближайшее время около 3 млн человек могут остаться без работы из-за развития информационных технологий, и к этому вызову нужно быть готовым. Что касается традиционных университетов, то они сохранятся, несмотря на развитие дистанционного образования, уверен министр.
«У нас уже по текущему анализу в ближайшее время по таким специальностям, как бухгалтеры, юристы, административные сотрудники, люди, работающие в системе управления и учёта кадров, на рынке труда должно будет оказаться около 3 млн человек, которые не будут востребованы и будут заменены новыми информационными технологиями. 3 млн человек для Российской Федерации, для страны, в которой дефицит кадров на сегодняшний день, — это огромный вызов. Потому что в основе своей это люди в возрасте от 45 до 55 лет — та возрастная когорта и та среда, которая очень тяжела с точки зрения принятия новых навыков образования, новых моделей. Дать им новую профессию гораздо труднее, чем молодым людям», — сказал Михаил Абызов.
По словам министра, сейчас не существует инструментов и механизмов, которые можно было бы противопоставить такому вызову. Проблему невозможно решить без взаимодействия государственной системы адаптации этих людей и корпораций, которые формируют заказ на новую рабочую силу, подчеркнул он.
Глава Сбербанка Герман Греф признал, что навыки работников, полученные ими в университетах, не всегда соответствуют потребностям работодателей. В то же время в условиях новой экономики люди, обладающие такими «мягкими» навыками (soft skills), как коммуникабельность, дисциплинированность, ответственность, менеджерскими и лидерскими способностями, смогут легко найти работу в новых условиях.
«Мне как работодателю нужны люди, способные решать проблемы, а я получаю людей, которых я должен пасти на каждом шагу, как будто вы готовите инженеров, способных по инструкциям собирать шкафы из компании IKEA… Я считаю, что наступил век принципиально новой экономики. Нет ограничения ресурсов. В структуре ВВП 80% — это услуги. И экономика становится 3D. Главным становятся знания и навыки. Если у тебя есть знание и навыки, в особенности вот эти самые soft skills, ты точно придумаешь себе работу», — сказал Герман Греф.
К 2030 году, по его словам, появится 186 новых профессий.
Процесс нового обучения в госкорпорациях нужно начинать именно с soft skills, считает Михаил Абызов. Без развития когнитивных навыков, эмоционального интеллекта, без развития эмпатии в коллективе никакие другие навыки не приживутся, полагает министр. В то же время hard skills, то есть профессиональные навыки, очень динамично изменяются. То, что мы сегодня считаем топовым, завтра будет прошлогодним снегом, считает министр.
«Людей на работе держит и стимулирует зарплата, возможность карьерного роста, культура среды, возможность обучения. Необходимо связывать эти вещи воедино. Если непрерывное образование не помогает людям продвигаться по карьерной лестнице, находить более интересную работу внутри корпорации, то тогда это не будет эффективно работать», — подчеркнул Михаил Абызов.
Вопрос непрерывного обучения важен не только для корпораций, но и для государственных управленцев, отметил министр. Через систему переобучения госслужащих каждый год проходят сотни тысяч человек. Сбербанк под эгидой Открытого правительства проводит регулярные обучающие семинары для чиновников высшего звена, приглашая лекторов мирового уровня. Такая практика, по словам Михаила Абызова, будет продолжена, но крайне важно, чтобы новые форматы обучения могли применяться в повседневной работе. А для этого необходимо менять корпоративную культуру. Одним из важных результатов обучения, которое прошли госслужащие, стало внедрение проектного управления в работе госаппарата, отметил Михаил Абызов.
Дистанционные формы обучения, безусловно, будут развиваться благодаря повсеместному проникновению интернета, однако они не смогут полностью вытеснить традиционные вузы. Новая система образования предполагает минимум лекций, потому что людям с «кликовым» мышлением трудно оставаться сосредоточенными длительное время, считает ректор Сколковского института науки и технологий Александр Кулешов. Но это, по его словам, не означает, что новое поколение хуже — просто у его представителей есть другие способности.
Традиционные университеты не умрут, согласен Михаил Абызов.
«То, что университет в традиционном понимании, где есть контакт между преподавателем и студентом, уступит место форматам дистанционного обучения — это только иллюзия. Этого не произойдёт. Настоящий университет всегда сохранит контакт между учителем-наставником и студентом. Но появится глубокая междисциплинарность. Колодцы традиционного университета — здесь химия, здесь биология, здесь математика, а здесь экономика — будут разрушены. Ещё один тренд: грань между академической наукой и образованием будет стираться», — отметил министр.

МБДОУ "ЦРР - Д/С №2"