Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Подвижные игры и их коррекционная роль в воспитании детей с ОВЗ

Подвижные игры и их коррекционная роль в воспитании детей с ОВЗ

Одной из первых задач – научить детей беречь и укреплять свое здоровье, формировать личность ребенка.
Дети с различными отклонениями в состоянии здоровья (с проблемами интеллекта, последствиями детского церебрального паралича и др.) имеют разные физические возможности, и эту особенность необходимо учитывать при проведении подвижных игр.
Поэтому при подборе игр необходимо учитывать характер и глубину дефекта реальные двигательные возможности ребенка и его индивидуальную реакцию на физическую нагрузку. Важно, чтобы величина нагрузки была доступной для ребенка и не вызывала у него перенапряжения.
Содержание и дозировка нагрузки должны предусматривать постепенность усложнения игр, чередование их по направленности, интенсивности и продолжительности, что стимулирует постоянный интерес к игровой деятельности.
У детей с проблемами преобладают черты психики, характеризующиеся неумением подчиниться требованием и правилам игры, неспособностью сосредоточиться на задании, неустойчивостью внимания, расторможенностью поведения и т.п. При работе с такими детьми все внимание должно быть направлено на выявление их потенциальных возможностей и формирование таких мотивов деятельности, которые были бы им близки и понятны. Целенаправленно подобранные подвижные игры развивают у детей мелкую моторику, координацию движений, равновесие, точность, дифференцировку усилий времени и пространства, улучшают качество внимания , звуко- -проговаривание и т.п, то есть стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей. В игре приобретаются навыки общения как со взрослыми, так и с детьми.
Подвижные игры это средство активного отдыха после занятий. В процессе игры необходимо руководить как действиями всей группы в целом, так действиями каждого ребенка. Он постоянно поддерживает интерес к игр, поощрять играющих. Непосредственное участие взрослого в игре придаст ей живость, сделает ее эмоциональнее. Руководя игрой, он должен помнить о задаче коррекции поддерживать самостоятельность и инициативу детей. Пассивных детей включают в активные действия, легко возбудимых, быстро отвлекаемых.- в действия, требующие внимания и выдержки, волевых качеств, умения сознательно управлять своими движениями.
Повторяя старые и предлагая детям новые игры, воспитатель должен стремиться улучшать их проведение. Только при условии прочного усвоения проводимых с детьми игр у детей с ОВЗ будут формироваться двигательные, развиваться интерес к игре, коллективной деятельности.
Вовлечения в игровую деятельность детей с ОВЗ начинается обычно с игр малой подвижности и простых по сюжету и содержанию. Простые игры подготавливают детей к сложным, так как в них уже требуется соблюдение правил, умение слушать и выполнять команды взрослого, воспитывается выдержка и дисциплинированность, необходимые в любой игре. Искренность, доброжелательность, жизнерадостность и открытость, сопереживание и умение помочь, заметить успехи - вот те качества, которые притягивают детей, вызывают их симпатию и уважение к взрослому, а иногда являются главным мотивом участия в игре. Важнейший результат игры – радость и эмоциональный подъем.
Единственное требование к подвижным играм - они должны, интересны детям.

Игры для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата


Игры в слова
1-й вариант
Играющие становятся по кругу. В центре его - ведущий с мячом в руках. Ведущий бросает мяч любому участнику игры и громко говорит часть какого-нибудь слова. Играющий, которому брошен мяч, должен поймать его и немедленно закончить слово.
2-й вариант
Играющие образуют круг, ведущий - в центре круга. Он бросает кому-либо мяч и называет первую букву алфавита. Возвращая мяч, играющий называет вторую букву. Потом ведущий называет третью букву, а поймавший мяч - четвертую и т. д. Тот, кто ошибся, получает штрафное очко.
3-й вариант
Среди играющих распределяются буквы алфавита. Если играющих немного, то каждый получает по нескольку букв. Ведущий предлагает составить слова, предложения.
Каждый играющий по ходу игры хлопает в ладоши за свою букву. После окончания слова все играющие хлопают дважды. В конце составленного предложения все хлопают в ладоши трижды.
Слова на заданные буквы
Ведущий бросает игральную кость и следит за тем, какое выпало число. Например, выпало 3. Тогда он считает "Один, два, три", объявляет тему, предположим, - "Животный мир". Участник игры, на которого покажет ведущий, должен назвать три слова, относящиеся к этой теме и начинающиеся на о, д, т, например, олень, дикобраз, тигр. Затем ведущий снова бросает кубик. Допустим, выпало число 5. Ведущий считает до пяти и называет другую тему: "Географические названия". Играющий, на которого показал ведущий, называет пять слов на буквы о, д, т, ч, п. Тот, кто не сумеет правильно ответить, становится ведущим.
Игры с движениями
"Мы веселые ребята"
Мы сидели на скамейке,
Мы - веселые ребята,
Мы - веселые ребята,
Мы все вместе говорили:
- Правая рука, левая рука (показываем).
Затем повторяем все сначала и добавляем:
- Правая нога, левая нога (выставляем попеременно ноги). Снова повторяем слова и постепенно присоединяем:
- Правое плечо, левое плечо (показываем). Затем, после повтора слов, присоединяем слово голова с движениями. Потом повторяем все вместе.
Примечание: движения руками, ногами, плечами, головой совершаются на протяжении всего текста.
"Нос-Ухо-Нос"
Обращаясь к участникам игры, ведущий говорит: "Указательным пальцем руки дотроньтесь до носа и скажите при этом: "Нос". Еще раз, еще. Я буду делать то же самое. Но если я скажу, например, "лоб", вы должны немедленно дотронуться до лба. Понятно? Начали! Нос-нос-нос-ухо!" (В это время ведущий указывает пальцем на подбородок, и многие невольно делают то же самое).
Игра повторяется несколько раз. Важна внимательность, реакция.
"Мы охотимся за львом"
Ведущий говорит первую строчку, все хором повторяют:
- Мы охотимся за львом. (Изображают ходьбу на месте)
- Не боимся мы его.
- Будем биться насмерть с ним.
- И, конечно, победим - чух!
- А что же это там? (Всматриваются, подставляя ладонь ребром ко лбу)
- А, это топь (болото, лес, гора)!
- Ее не обойдешь. (Показывают рукой как бы обход болота, леса, горы)
- По ней не проползешь. (Показывают рукой снизу вверх. )
- Надо напрямик! (Снова повторяют все слова)
- А что же это там? (Всматриваются)
- А, это же нора!
- А кто же в ней живет?
- Наверно, это лев! (Тихо повторяют все слова)
- А что же это там?
- А, это хвост! (Громко. ) (Убегают, снова преодолевая, уже в обратном порядке, гору, лес, болото, топь)
"Купим мы с бабушкой"
Игра о покупках. А вы любите делать покупки? Вот и помогите.
Ведущий: Вы будете повторять за мной слова и делать те же движения, что и я:
- Купим мы с бабушкой себе курочку.
- Курочка по зернышку - кудах-тах-тах. (Бьем руками по коленям)
- Купим мы с бабушкой себе уточку.
- Уточка - утя-тя-тя. (Руки перед собой крест-накрест, извиваются, будто уточка плывет)
Повторяем все сначала и добавляем:
- Купим мы с бабушкой себе индюшонка.
- Индюшонок - фу ты, ну ты. (Размахиваем руками)
Снова повторяем все сначала и добавляем:
- Купим мы с бабушкой себе поросенка.
- Поросенок - хрю-ки, хрю-ки. (Крутим кулачками перед носом, создается впечатление пятачка)
Снова перечисляем всех, кого купили с бабушкой, и присоединяем,
- Купим мы с бабушкой себе коровенку.
- Коровенка - му-ки, му-ки. (Бодаемся рогами)
- Купим мы с бабушкой себе лошаденку.
- Лошаденка - ну-ки, ну-ки. (Руки вперед, натягиваем "вожжи" на себя)
- Купим мы с бабушкой себе собачонку.
- Собачонка - ав-ав. (Руками загребаем "уши")
- Купим мы с бабушкой себе кисоньку.
- Кисонька - мяу-мяу. (Движение руками перед носом, как бы кошка умывается. )
- Купим мы с бабушкой себе телевизор. (Показываем руками телевизор. )
- Телевизор - время - факты. (Время - поднятая рука, факты - опустить руку перед собой. )
- Дикторша - ля-ля, ля-ля. (Машем руками у рта. )
Нельзя забывать, что после того, как что-то купили, все предыдущие покупки повторяются сначала.
Игры в комнате
Тихая музыка
Выберите водящего. Покажите ему предмет, который вы будете прятать. Пусть водящий уйдет из комнаты. Спрячьте этот предмет у кого-нибудь из играющих - в карман, туфли, за воротник и т. п. Зовите водящего и начинайте петь хором какую-нибудь песню. Когда водящий подходит близко к тому, у кого спрятан предмет, пойте громче, уходит дальше - пойте тише, так до тех пор, пока не найдет. Нашел - идет водить другой человек.
Поймай платочек!
Все игроки становятся в круг, в центре которого стоит ведущий с платочком в руках. Играющие хлопают три раза в ладоши, а ведущий в это время бросает платок вверх. Играющие хлопают громче и чаще. Когда ведущий поймал платочек, все игроки прекращают хлопать. Все должны быть внимательны, потому что ведущий не всегда может бросить платочек. Кто не вовремя захлопал в ладоши, должен что-нибудь исполнить.

МБДОУ "ЦРР - Д/С №2"