Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Виды терапии в коррекции заикания

Виды терапии в коррекции заикания

Известно, что заикание (нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата) проявляется в речевой коммуникации. Но не только судороги затрудняют её: для заикающихся характерна – выраженная в разной степени – бачезная фиксация на дефекте. Неудачные попытки избавиться от него порождают у детей с такой речевой патологией и психологические особенности: уязвимость, беззащитность, робость, боязливость, внушаемость.
У них, как правило, оказывается нарушенной не только речевая, но и общая моторика: тики, миоклонусы в мышцах лица и шеи, произвольные движения, к которым дети прибегают, чтобы облегчить свою речь. Нередко наблюдаются общее моторное напряжение, скованность в движениях, расторможенность, дискоординация, слабая переключаемость и пр.
В экспрессивной речи заикающихся детей отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические нарушения. Страдает и просодическая сторона речи, т.е. словесное ударение, интонация, ритм, громкость и тембр голоса, связанные с речевыми намерениями и эмоциональным состоянием заикающихся.
Поэтому в системе комплексного подхода к устранению заикания существенное место занимают различные виды терапий.
Мелотерапия – воздействие музыкой на ребёнка в коррекционных целях. С её помощью можно создать жизнерадостное, бодрое или спокойное настроение, необходимое для пользования речью, научить пользоваться речевым дыханием, синхронно двигаться, координировать речь и движение, сочетать ритм музыки с ритмом движения, темп музыки с темпом движения.
Ритмотерапия – специфические упражнения под музыку с использованием танцевальных движений. Способствуют развитию чувства ритма, снижают общую скованность, напряжение, формируют плавность, пластичность движений, умение владеть своим телом.
Динамотерапия – двигательные упражнения, направленные на общее физическое оздоровление и коррекцию нарушений в двигательной сфере.
Логоритмотерапия – система разнообразных упражнений и игр, в которых речь соединяется с движением. Они проводятся под музыку и без неё. Данные упражнения способствуют нормализации общей речевой моторики.
Арттерапия – это использование различных видов театра для коррекции речи и двигательной сферы у заикающихся детей, а также снятия болезненной фиксации на дефекте. Арттерапия используется как на логопедических занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей.
Спектакли показывают в музыкальном зале для детей разных групп детского сада. Речевая работа проводится до спектакля; на логопедических занятиях дети знакомятся с текстом литературного произведения, обыгрывают отдельные фрагменты будущего спектакля в разных видах театра.
Логотерапия – коррекционные логопедические тематические занятия, направленные на формирование речи без заикания.
Психотерапия – оздоровление психики заикающегося ребёнка косвенным и прямым способами. Под косвенной психотерапией понимаются обстановка, природа, коллектив, отношения, режим, игры. Прямая психотерапия – лечебное воздействие словом (разъяснение, убеждение, внушение и обучение).

МБДОУ "ЦРР - Д/С №2"