Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Приемы развития речевого дыхания

Приемы развития речевого дыхания

Приемы развития и формирования речевого дыхания у детей с ОВЗ
Речевое дыхание – система произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи.
Под речевым дыханием понимается способность человека в процессе высказывания своевременно производить короткий, достаточно глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе.
Речевое дыхание –основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно обеспечивает:
ü нормальное голосоведение
ü правильное воспроизведение звуков
ü способность изменять силу их звучания
ü помогает правильно использовать паузу
ü сохранять плавность речи
ü изменять громкость
Особенности дыхания у детей с речевой патологией
ü Поверхностное дыхание
ü Ритм неустойчив, легко нарушаем при физической и эмоциональной нагрузке
ü Объём лёгких существенно ниже возрастной нормы
ü Недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речи
ü Укороченный и нерационально используемый речевой выдох
ü Отмечаются задержки дыхания, дополнительные вдохи в процессе речевого высказывания
ü Произнесение отдельных слов– как на вдохе, так и на выдохе
Дошкольникам с нарушениями речи, а также соматически ослабленным детям прежде всего необходимо развивать объём лёгких, а в среднем и старшем дошкольном возрасте формировать наиболее оптимальный для речи грудобрюшной тип дыхания. В дальнейшем это позволит перейти к развитию такой сложной психофизической функции, как речевое дыхание.
Этапы формирования речевого дыхания
Ø Развитие диафрагмально-реберного типа дыхания
Ø Обучение длительному целенаправленному ротовому выдоху.
Ø Формирование речевого выдоха
Формирование правильного диафрагмального дыхания
Для освоения техники грудобрюшного типа дыхания требуется обучение и активизация физиологической роли диафрагмальной мышцы с помощью специальных упражнений.
Цель:
Развитие ощущений движения органов дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота
На первом этапе тренировки диафрагмального дыхания следует уделять внимание координации ритмичного вдоха и выдоха, и особенно- организации правильного вдоха.
Сначала упражнения выполняются лёжа
(в этом положении легче правильно дышать, держать паузу), а затем в положении сидя, стоя.
Во время вдоха, если ребёнок лежит, брюшная стенка должна слегка подниматься вверх; если сидит или стоит- выдвигаться вперёд. При выдохе живот должен втягиваться.
Статические упражнения для формирования диафрагмального(грудобрюшного) типа дыхания
Ребенок находится в положении лежа на спине. Его рука лежит на верх­ней части живота (диафрагмальная область). Внимание ребенка обращают на то, что его живот «хорошо дышит». Можно положить на живот игрушку или плоский предмет, например книгу, для привлечения внимания. Это упражнение длится в среднем 2—3 мин и выполняется без усилий, чтобы избежать гипервентиляции и повышения мышечного тонуса.
Универсальным приёмом является обучение четырёхфазному дыханию, содержащему равные по времени этапы:
«вдох-задержка-выдох-задержка»
Вначале каждый из них может составлять 2-3 секунды с постепенным увеличением до 7 секунд.
v Лёжа на спине( затем- сидя и стоя),ребёнок медленно (по счёту) глубоко вдыхает через нос, надувая живот; пауза(задерживает дыхание); делает по счёту выдох через открытый рот, втягивая живот; пауза.
Динамические упражнения для формирования диафрагмального (грудобрюшного) типа дыхания
Лёжа на спине, ребёнок медленно поднимает на вдохе:
- одну руку (правую, затем левую); одну ногу (правую, левую;
-две руки одновременно; две ноги одновременно;
-одноимённые руку и ногу; разноимённые руку и ногу.
Удерживает в поднятом положении во время паузы;
Медленно опускает на выдохе;
расслабляется во время паузы
Обучение длительному выдоху
Множество различных игр представлены далее на слайдах
Упражнения по дифференциации ротового и носового выдохов
Данный вид упражнений выполняется для закрепления диафрагмального типа дыхания и способствует тренировке ритма дыхательных движений:
Ø Вдох и выдох через нос;
Ø Вдох через нос, выдох через рот;
Ø Вдох через рот, выдох через нос;
Ø Вдох и выдох через рот
Игры и упражнения для развития ротового выдоха
Игры направлены на развитие длительного непрерывного ротового выдоха. Вырабатываем сильную, направленную воздушную струю.
Воздух набирать медленно через нос.
Дуть не раздувая щёк.
Формирование правильного дыхания способствует:
Ø Закреплению энергетически экономного типа дыхания
Ø Активизации и энергетизации работы стволовых отделов мозга
Ø Общему оздоровлению организма и является профилактикой респираторных заболеваний
Ø Развитию и укреплению мышц, отвечающих за правильную осанку
Ø Укреплению голоса и умению управлять им
Ø Актуализации речевого потенциала
Ø Преодолению внутреннего эмоционального и мышечного напряжения
Ø Развитию самоконтроля над поведением
Ø Увеличению скорости протекания мыслительных операций
Ø Длительному сохранению приобретённых умений и навыков

МБДОУ "ЦРР - Д/С №2"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное 
учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 2»