Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Использование метода пиктограмм для развития навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Использование метода пиктограмм для развития навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Использование метода пиктограмм для развития навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Аннотация. В статье раскрывается проблема развития связной речи дошкольников с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) с использованием метода наглядного моделирования и в частности метода пиктограмм, обозначают актуальность их использования, представлены этапы работы с пиктограммами.
Ключевые слова: речь, пиктограмма, моделирование.
Дети, страдающие речевым недоразвитием речи, имеют ограниченные возможности формирования навыков общения и взаимодействия с социальным окружением. Устная речь, играющая основную роль в эмоциональном и когнитивном развитии ребенка, при этом являющаяся основой социального взаимодействия, в большинстве случаев недоступна таким детям или доступна некорректно. В связи с этим появляется необходимость предоставить в распоряжение детей с нарушениями речи другой коммуникативной системы, в качестве дополнительной помощи, которая будет способствовать улучшению всестороннего развития ребенка, облегчит общение, а также сможет активизировать его участие в педагогическом процессе и, тем самым будет способствовать интеграции таких детей в широкий социум.
Практическая работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи, а также научные исследования предлагают использовать метод наглядного моделирования, который способен удовлетворить и расширить возможности коммуникации ребенка с нарушениями речи. В логопедической работе наглядное моделирование выступает как своеобразный метод познания, как программа для восприятия, осмысления и анализа новых понятий. Данный метод возможно использовать на всех этапах коррекционной работы, позволяя облегчить образовательный процесс, визуализировать его. Метод моделирования также помогает ребенку зрительно представлять абстрактные понятия, такие как: звук, слово, предложение текст, научить работать с этими понятиями. Исходя из того, что мыслительные задачи у детей дошкольного возраста, а особенно у детей дошкольников с нарушениями речи, решаются с преобладающей ролью внешних средств, а мышление отличается предметной образностью, наглядный материал у таких детей усваивается лучше вербального.
При нормальном ходе речевого развития дошкольник спонтанно усваивает многие словообразовательные модели, одновременно существующие в языке и работающие в рамках определенной лексической группы слов. Детям с тяжелыми нарушениями речи требуется специальное обучение, а также упражнения по усвоению навыков словообразования. Облегчить этот процесс, разнообразить его и сделать более интересным для ребенка помогает метод наглядного моделирования.
В дошкольном обучении применяются различные виды моделей. Прежде всего, предметные, воспроизводящие конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей. Дошкольникам наиболее доступны предметно-схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков, пиктограмм.
Пиктограмма - знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.
Работа с таблицей пиктограмм поможет развить у ребенка ощущение системного устройства языка, устойчивых парадигматических отношений между языковыми единицами одного семантического поля. Таким образом, как указывает Расторгуева Н.И, в сознании слова начнут существовать не разобщенно, а «семьями», объединенными «родственными отношениями» [3].
Например, при работе над лексическими темами «Животные» и «Птицы» пиктограммы позволяют отрабатывать следующие словообразовательные модели при образовании существительного:
· с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -як-, -ик- (-ок)у -шик-, -инък-(-онък-), -ушк- (-юшк-) и др.;
· с помощью суффикса со значением увеличения (-ищ-);
· детенышей животных, птенцов с помощью суффикса -am- (-ят-) или от другого корня;
· образование существительного для обозначения одного детеныша животного, одного птенца с помощью суффикса -опок- (-енок-) или от другого корня;
· самки животного с помощью суффиксов -их-, -иц- или от другого корня;
· при образовании притяжательного прилагательного (в трех формах).
Задачи коррекционного комплекса пиктограмм:
1. учить детей образовывать слова по серии картинок с использованием пиктограмм;
2. учить детей сравнивать, обобщать, классифицировать;
3. обогащать словарный запас новой лексикой;
4. развивать способности к пространственному мышлению, творческому воображению;
5. развитие памяти, наблюдательности и зрительного внимания.
В работе по словообразованию следует придерживаться следующих ступеней:
1) использование готовой пиктограммы. (На этой ступени взрослый демонстрирует детям готовую пиктограмму. Происходит ее рассматривание, разбор, перекодирование информации в образы, воспроизведение информации с опорой на пиктограмму);
2) составление пиктограмм совместно с логопедом и воспитателями;
3) самостоятельное составление, либо придумывание пиктограмм.
Комплекс пиктограмм позволяет увидеть многообразие однокоренных слов, которые можно получить от исходного корневого слова. Рисунок определяет направления мысли, а необходимые средства ребенок подыскивает и применяет самостоятельно, либо с помощью педагога.
Возможности использования пиктограмм на логопедических занятиях очень разнообразны. Например, возможно использовать данный метод в таких играх, как, игра «Волшебный мешочек», как отработка понятий один-много; игры с мячиком «Поймай и назови», игры с кубиком «Угадай слово и назови его» и т.д.
Таким образом, система применения метода пиктограмм, согласно предложенной работе на пиктограммой Расторгуевой Н.И., предполагает соблюдение следующего алгоритма [3]:
1.Первоначальное понятие «знак» (пиктограмма).
2.Обобщающее понятие.
3.Закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами.
4.Самостоятельная ориентировка в системе знаков.
Широкое использование метода пиктограмм на многих этапах логопедической работы, в частности, благодаря визуализации процесса словообразования в работе с детьми с нарушениями речи, позволяет упростить процесс усвоения норм словообразования, сделать процесс речевого развития увлекательным для детей, способствовать активной мыслительной деятельности.
Литература:


1. Кудрова, Т. И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51–54.
2. Омельченко, Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, № 4, с. 102–115.
3. Расторгуева, Н. И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недо­развитием речи. // Логопед. 2002, № 2, с. 50–53.
4. Смышляева, Т. Н. Корчуганова Е. Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед. 2005, № 1, с. 7–12.
5. Филичева, Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада.// М., 1991.
6. Ушакова, О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детям дошкольного возраста.// М., Владос, 2003.
7. Жукова, Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. //М., Просвещение,1990.

МБДОУ "ЦРР - Д/С №2"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное 
учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 2»