Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Близится лето – сказочная пора, когда можно долго гулять, играть, бегать, прыгать, рисовать, загорать, укреплять здоровье, физическое развитие и просто отдыхать! Но не стоит забывать, что в ненавязчивой форме даже летом можно продолжать различные занятия с детьми. Особенно это касается всех сторон речевого развития: коммуникативной, произносительной стороны речи, фонематического слуха, а также речевого дыхания, силы и тембра голоса. Лето – это непринужденная обстановка, свободная от учения, и развитие речи происходит в свободной форме в процессе совместных игр.
При прочтении сказок, стихов, потешек обсуждайте с детьми их содержание, стимулируйте их вступать в диалог, побуждайте отвечать на вопросы. Главная задача при этом – вызывать активное речевое общение.
Большое положительное влияние на речевое развитие детей оказывают наблюдение в природе и трудовые действия на огороде. Наблюдение в природе позволяет повторить и закрепить словарь по таким темам, как: овощи, фрукты, деревья, кустарники, насекомые, птицы, домашние и дикие животные и др. В процессе труда на огороде дети осваивают новые для них трудовые действия, при выполнении этих действия они проговаривают их названия, составляют развернутые предложения о своем труде, что так же способствует улучшению речевого развития.
Ведущие вид деятельности в дошкольном детстве – это игра. Игры на участке летом в различные сюжетно-ролевые игры позволяют обогатить и закрепить словарный запас по разным темам.
Одним из факторов речевого развития является речевое дыхание. В жаркие дни в летний период на участках можно организовать игры с водой, при которых успешно можно использовать возможности для упражнений на развитие речевого дыхания. В надувных бассейнах можно запускать легкие предметы (лодочки, уточки, кораблики), поддувание на них дает возможность развивать сильную воздушную струю. Любимое всеми детьми растение одуванчик также помогает развить силу воздушной струи, если предложить детям «раздеть» его.
Положительное влияние на развитие речи оказывает развитие мелкой моторики. Летний период дарит большие возможности для этой деятельности. Камешки, палочки, листики, лепестки цветов, шишки – весь этот природный материал развивает ловкость кистей рук, силу пальцев, координацию движений. Их можно рассыпать, подбрасывать, ловить, перебирать, использовать вместо мозаики, выкладывать различные фигурки по образцу. Таким образом, развиваются мелкие мышцы пальцев рук, улучшается пространственная ориентировка.
Все дети любят сказки. Можно предложить им освоить сочинение сказок. В качестве главных героев можно выбирать любые природные объекты: цветы, насекомые, деревья, кустарники, птицы и др. Вместе с детьми можно выбирать главных героев, разворачивать сюжет. В этой работе дети придумывают описательные прилагательные, глаголы, составляют предложения. Таким образом, обогащается словарный запас, развивается творческое мышление, формируется связная речь.
Лето – любимое время года всех детей без исключения. Вокруг так много всего интересного: живого и неживого, бегающего, летающего, ползающего, разноцветного и яркого. Очень важно все интересные моменты жизни детей в летний оздоровительный период проговаривать, что в свою очередь будет способствовать речевому и познавательному развитию.

МБДОУ "ЦРР - Д/С №2"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное 
учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 2»