Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Представления старших дошкольников о дружбе: методический аспект.

Представления старших дошкольников о дружбе: методический аспект.

УДК 373.2

Ежкова Н.С., Филимонова Н.О.
Представления старших дошкольников о дружбе: методический аспект.
Representation of senior preschool children about friendship:
a methodical aspect .
Ежкова Н.С., д.п.н.,
профессор кафедры психологии и педагогики,
Тульский государственный педагогический
университет им. Л.Н.Толстого
Еzhkova N. ,
рrofessor, Department of psychology and pedagogy,
Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University
Филимонова Н.О.,
студент Тульский педагогический колледж
Filimonova N.,
Tula pedagogical College
Аннотация: в статье рассматриваются особенности, этапы развития у старших дошкольников представлений о дружбе, раскрывается роль педагога в развитии таких представлений у детей дошкольного возраста.
Abstract: the article discusses the features and stages of development of senior preschool children ideas about friendship, the role of kindergarten teacher in the development of such representations in children of preschool age.
Ключевые слова: развитие, представления о дружбе, дошкольники.
Key words: development, notion of friendship, preschoolers.
Проблема приобщения детей к гуманным способам взаимодействия относится к числу актуальных и практикозначимых. Несмотря на то, что данная проблема разноаспектно исследовалась с ориентацией на различные методологические подходы (аксиологический, деятельностный, системный и др.), сегодня многие вопросы, входящие в неё, требуют серьёзного научного анализа. Старший дошкольный возраст сензитивный период для формирования первоначальных представлений о дружбе и зарождения дружеских отношений, связанных с проявлением доверия, искренности, взаимных симпатиях, общих интересов и увлечений. От того, как они будут складываться, во многом зависит положение ребенка в детском коллективе и успешность его социализации и др. В ФГОС ДО при раскрытии содержания социально-коммуникативного развития отмечается необходимость усвоения детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Эти положения стандарта направляют внимание практиков на приобщение детей в гуманным способам взаимодействия, в число которых входит и дружба.
В педагогике дружбу рассматривают в русле содержательных взаимосвязей между детьми, позитивного общения, эмпатических способов поведения, проявления альтруизма и др. Содержание дружеских отношений существенно меняется с возрастом и имеет специфические стороны выражения в детском, юношеском и взрослом периодах жизни. Как показывают исследования психологов, в дошкольном возрасте дружба проявляется: от эмпатического дистресса (непроизвольного реагирования на болезненные эмоциональные состояния другого) к осмысленной симпатии, и от примитивной идентификации с другим ребенком – к пониманию его. Потребность в дружбе как нравственная составляющая жизнедеятельности возникает в 5–6 лет. Именно этот период является наиболее благоприятным для проявления дружбы.
В развитии дружеских взаимоотношений важное место отводится обогащению детей представлениями о способах проявления дружбы. Процесс развития таких представлений предполагает специально организованную педагогическую работу, которая должна протекать с учетом возрастных особенностей и с ориентацией на содержательные характеристики дружбы. Одним из основных средств является детская книга. Художественная литература для детей помогает детям осознать сущностные стороны дружеских взаимоотношений, само значение дружбы в жизни человека. Книга дает материал для переживаний, помогает понять истинную дружбу и внешнее, показное её проявление, развивает умение правильно оценивать поступки героев
Раскроем этапы развития у старших дошкольников представлений о дружбе. Первый этап направлен на отбор литературных произведений, содержащих выразительные образы проявления дружеских взаимоотношений; знакомство детей с ними, общение по содержанию художественного произведения. Для развития таких представлений целесообразно использовать рассказы В. Донникова «Самое лучшее», О. Секора «На дворе играют дети» и др. Важно обеспечить эмоционально-яркое восприятия литературных текстов, практиковать повторное чтение текстов или чтение понравившихся эпизодов с целью закрепления впечатлений от поступков, действий героев и др. Целесообразно побеседовать с детьми о дружбе, используя вопросы. Экспериментальное изучение показало, что важное место, при организации педагогической работы с детьми в данном направлении должны занимать вопросы, которые направлены на:
- побуждение детей к высказыванию своих впечатлений о художественном произведении в целом (Что вас взволновало в этом произведении? О чём вы размышляли, когда смотрели на эту картину? т.д.);
- активизацию интереса к мотивам поведения героев, их внутреннему миру (Как вы считаете, о чём думал мальчик, когда помогал товарищу? Как вы думаете, почему на иллюстрации друзья изображены в состоянии радости? и т.д.);
- выяснение связей и отношений между персонажами, персонажем и сложившимися обстоятельствами, событиями (Почему девочка отвернулась? Почему мальчики не стали жалеть Сашу? и т.д.);
- побуждение к выражению своего отношения к героям, их поступкам, оценке событий, вербализации своих ощущений, настроений (Чтобы вы сказали герою произведения, если бы находились рядом с ним? Как вы считаете, кто из детей был прав и почему? Вам понравилось, как писатель изобразил добрый поступок друга и почему? т.д.) и др.
Второй этап направлен на актуализацию сформированных представлений в процессе осуществления игровой, театрализованной, изобразительной деятельности. На этом этапе важно побуждать детей к проявлению эмоционально-ценностного отношения к дружбе, самовыражению через проигрывание фрагментов литературных произведений, образную самореализацию в рисунках и т.д.
В реализации процессуальной стороны обогащения детей образами проявления дружбы важную роль играет личность педагога. Выступая посредником между ребенком и миром культуры, социальной жизни именно он через выразительное чтение художественных текстов, вопросы детям дает возможность почувствовать красоту поступка друга, радость от добрых дел, выразить свое отношение к дружеским взаимоотношениям. Общение педагога с детьми должно всегда нести эмоциональную окрашенность, поскольку переживания позволяют окрасить сформированные образы яркими эмоциями и, в свою очередь, оставить в душе ребёнка незабываемые впечатления. Педагогу крайне необходимо владеть и паралингвистическими (невербальными) средствами общения: фонационными (тембр речи, ее темп, громкость и т.д.), кинетическими (выразительность жестов, мимики, поз), что позволяет достичь эмоционального резонанса с каждым воспитанником.
Развитие дошкольников не может быть успешным без ориентации на социокультурные ценности, в число которых входит и дружба. Развитие представлений о дружбе должно осуществляться в процессе ознакомления с литературой с приоритетом эмоционально-образного характера их постижения.
Библиографический список:

1. Ежкова Н.С. Приобщение дошкольников к ценностям: теория и методика. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2006. - 119 с.
2. Ежкова Н.С. Дошкольное образование и мир детских эмоций: теоретико-методические основы взаимовлияния. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2014. – 156 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.

МБДОУ "ЦРР - Д/С №2"