Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДРУЖБЕ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДРУЖБЕ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДРУЖБЕ
ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают в наши дни. Надо ли перечислять все те беды, которые рождают человеческое равнодушие, жестокость, опустошенность души, безразличие, глухота сердца и разума.
Старший дошкольный возраст сензитивный период для формирования первоначальных представлений о дружбе и зарождения дружеских отношений, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. От того, как они будут складываться, во многом зависят положение ребенка в детском коллективе и успешность его социализации и др.
В соответствии с приказом Минобрнауки РФ No 1155 в современных основных общеобразовательных программах должно предусматриваться нравственное становление личности и формирование этических представлений. К примеру, при освоении образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» предусмотрено приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и пр. Содержание этой образовательной области направлено на овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми посредством развития свободного общения со взрослыми и детьми, практического овладения воспитанниками нормами речи и т. д.
Согласно ФГОС ДО итоговыми результатами освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования являются следующие интегративные качества ребенка: откликается на эмоции друзей, владеет средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками и конструктивными способами взаимодействия с детьми, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации и управлять своим поведением, может планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений; соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения и т. д.
Дружба – один из видов личных отношений. В педагогике дружбу рассматривают в русле содержательных взаимосвязей между детьми, их межличностных взаимоотношений.
Обязательными признаками дружбы являются взаимное уважительное отношение к мнению друга, доверие. Содержание дружбы существенно меняется с возрастом, поэтому дружбу можно разделить на три типа по возрастным категориям: детская, юношеская и взрослая. На протяжении дошкольного возраста дружба претерпевает изменения, проходя четыре стадии развития: от эмпатического дистресса – (непроизвольного реагирования на болезненные эмоциональные состояния другого) к осмысленной симпатии, и от примитивной идентификации с другим ребенком – в понимание его. Потребность в дружбе как нравственная потребность возникает в 5–6 лет. Именно этот период является наиболее благоприятным для формирования дружбы. Нравственные основы дружбы не родятся в душе человека сами собой. Чувство дружбы должны воспитывать в ребенке с самых ранних лет. Формирование дружеских взаимоотношений, нравственных привычек осуществляется в процессе деятельности, при единстве требований воспитателя и родителей; педагогическое руководство сочетают с развитием детской инициативы и самодеятельности, учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей.
Работа по формированию дружбы должна быть целенаправленной, последовательной, комплексной, систематической, включающая повышение педагогической компетенции воспитателей в данном вопросе, взаимодействие с родителями и непосредственно работу с детьми.
Одним из основных средств в формировании дружбы у детей является детская книга. Книга, художественный рассказ помогают детям старшего дошкольного возраста осознать более сложные взаимоотношения и поступки людей. Эмоциональный фон, как и в младшем возрасте, сохраняет свою силу, но теперь книга дает материал для переживаний уже более высокого порядка, поднимает на более высокий уровень нравственное сознание ребенка.
Чтение художественного произведения помогает ребенку выделить положительных героев и через принятие их внутренней позиции – подражать любимым персонажам. Так формируется внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается опыт ребёнка, запускается процесс развития морально-нравственных качеств.
Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность, умение правильно оценить поступки героев, усвоить нормы нравственного поведения.
Недостаточное развитие этих качеств психики ребенка приводит к искусственному ограничению его возможностей, к воспитанию человека, который не чувствует, не понимает, а слепо следует усвоенным правилам поведения.
Воспитание у детей нравственных чувств - сложный процесс, он тесно связан с формированием у них психических представлений. Отсутствие у ребенка таких представлений, не знание того, что такое хорошо и что плохо, мешает ему контактировать с окружающими его людьми, может явиться причиной слез, капризов, негативного отношения к требованиям взрослых, конфликтов со сверстниками и пр.
Следует подчеркнуть, что формирование представлений о дружбе у дошкольников посредством художественной литературы и театрализованной деятельности предполагает поэтапное решение задач взаимодействия участников педагогического процесса и включает три этапа:
а) этап накопления первичных представлений о дружбе, взаимовыручке и уважительном отношении к товарищам при условии активной обучающей роли педагога во время чтения художественной литературы и подготовки к проведению игры;
б) этап приобщения к общечеловеческим ценностям и социальным представлениям о дружбе как объединяющим основам и общепринятым нормам межличностного поведения при условии партнёрской педагогической позиции воспитателя;
в) этап самостоятельного использования детьми накопленных знаний в жизни и повседневной деятельности.
Процесс формирования ценностных представлений о дружбе необходимо осуществлять при специально-организованной педагогической работе, которая должна протекать с учетом возрастных особенностей и ориентацией на содержательные характеристики дружбы как ценностного представления.

В работе с детьми по данной проблеме нами были определены два этапа.
Первый этап – был направлен на раскрытие сущности проявления дружеских взаимоотношений через художественные произведения.
На начальном этапе работы было важным сосредоточить внимание и переживания детей на текстах, где в качестве главного героя выступает персонаж, характеризующийся высоконравственными качествами личности, художественные средства, в изображении которого способствуют глубокому эмоциональному воздействию на эмоциональную сферу дошкольника.
Для этого нами были подобраны и прочитаны художественные произведения, которые включали в себя конкретные примеры проявления дружеских отношений.
Методика работы над произведением включала в себя три этапа. На первом происходило знакомство с произведением, основная цель - обеспечение детям правильного и яркого восприятия литературных текстов. Затем проводилась беседа о прочитанном произведении с целью уточнения содержания. На третьем этапе организовывалось повторное чтение текста или чтение понравившихся эпизодов, с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого.
В группе была создана спокойная обстановка, с соответствующей эмоциональной атмосферой.
Чтению предшествовала краткая вводная беседа, связывающая опыт детей, текущие события с темой произведения. Детям задавались вопросы: «Как вы думаете, что такое «дружба», «взаимопомощь»? и т.д.; «Важно ли проявление этих качеств?»; «Кого можно назвать настоящим другом?». Далее в ходе беседы раскрывалась содержательная сторона гуманных проявлений.
Для углубления и уточнения образа осуществлялся показ иллюстраций, слайдов, репродукций картин. Так же использовались творческие задания на подбор антонимов, на продолжение авторского рассказа, что позволяло отследить понимание нравственного подтекста произведения; широко использовались пословицы о дружбе.
Так, для формирования представлений о друге, мы использовали, например, рассказ В.Донникова «Самое лучшее», герой которого думал, что одному лучше; но события, произошедшие с детьми в лесу, показали, что самое лучшее быть вместе с друзьями, с теми, кто тебя понимает и поддерживает.
В рассказах О.Секора «На дворе играют дети» (в частности, «Петя молодец» и «Про жадную Эллинку») повествуется о детской дружбе, о том, как ребенок преодолевает жадность, как дети умеют сами проучить товарища, нарушающего нормы взаимоотношений. Эти произведения способствовали дальнейшему формированию правильных представлений о настоящей дружбе и особенностях ее проявления в поведении со сверстниками.
Широко применялось эмоционально-смысловое общение, которое относится к числу специфичных и в то же время универсальных форм педагогической работы. Название эмоционально-смысловое обусловлено тем, что такое общение предполагает воздействие на эмоции детей, побуждение к переживанию смысловой стороны общения.
На втором этапе детей подключали к участию в игровой, театрализованной, изобразительной деятельности. Для этого детям было предложено вспомнить типичные ситуации из личного опыта, поделиться ими, рассказать, как они вели бы себя в подобной ситуации. Далее детям была дана установка на то, чтобы каждый назвал героя, на которого хотелось бы быть похожим.
В ходе беседы вновь раскрывалась сущностно-содержательная сторона дружеского отношения к людям. Дети уже сами с удовольствием говорили о том, что же такое дружба. Их ответы корректировались.
В процессе совместной деятельности дети поняли, кого считать настоящим другом, что дружба несовместима с такими негативными качествами как ненависть и зависть.
Детям было дано задание изобразить чувство дружбы в рисунках, так, как они его понимают.
Разработанный план работы способствовал более высокому уровню формирования нравственных представлений посредством совместной деятельности и, в частности, ценностных представлений о дружбе.
В реализации процессуальной стороны приобщения дошкольников к ценности дружбы важную роль играет личность педагога. Выступая посредником между ребенком и миром культуры, социальной жизнью именно он дает возможность почувствовать красоту, смысл явлений, поступков, выражать свое отношение к различным сторонам жизни. Любое общение педагога с детьми должно нести эмоциональную окрашенность. И с развитием малыша эмоциональное общение, несомненно, должно оставаться в совместной жизни взрослого и ребенка, пронизывать все формы педагогической работы.
Результаты проведенной работы с детьми показали, что мягче стал климат в группе, больше понимания, сочувствия и доброты. Дети стали вежливее, жизнерадостнее, веселее. В группе царит атмосфера дружелюбия, взаимного уважения. У детей изменилось отношение к животным и родной природе. Ребята очень хорошо понимают и воспринимают уроки добра и умеют анализировать художественную литературу по теме нравственного воспитания.
Таким образом, можно сделать вывод, что воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективным мир.

МБДОУ "ЦРР - Д/С №2"