Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

«Развитие мелкой моторики в процессе продуктивной деятельности с использованием нетрадиционных техник у детей с общим недоразвитием речи»

«Развитие мелкой моторики в процессе продуктивной деятельности с использованием нетрадиционных техник у детей с общим недоразвитием речи»

В последние годы отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной.
В мире все находится в движении. Все пребывает в вечном стремлении к иному состоянию, и не по принуждению, а по собственной природе. Движение - это способ существования жизни. Процесс полноценного развития ребенка в значительной мере зависит от процесса развития его движений. Каждое новое движение - свидетельство развития малыша, его возрастающей самостоятельности. И, говоря именно о дошкольном возрасте, следует отметить важность развития движений мелкой моторики рук для полноценного развития детей. Вопрос развития мелкой моторики детей актуален на всех этапах дошкольного детства. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами дошкольного образования. Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование.
По мнению И.П.Павлова «Речь – это, прежде всего мышечные ощущения рук, которые идут от речевых органов в кору головного мозга».
«Рука – это инструмент всех инструментов» - сказал Аристотель.
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» - И.П. Павлов.
«Чем более развиты детские пальчики, тем быстрее ребенок начинает говорить»- М. Монтессори.
«Через активную организацию жизни ребенок придет к умению войти в жизнь».- Л.С. Выготский.
«Рука - вышедший наружу мозг». – И.Кант.
«От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» - Сухомлинский.


И.М. Сеченов был одним из первых ученых, подвергших критике теорию наследственной предопределенности развития движений ребенка, как результат созревания определенных нервных структур. Он писал, что «движение руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой».
По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Кисть руки как «орган речи» — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга.
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Так человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами и ребёнок, сосредоточенно пишущий, рисующий помогает себе, непроизвольно высовывая язык?
Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики.
Многие современные исследователи придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук для исправления и развития речи ребенка. Упражнения позволяют стимулировать речевые центры (М.Я.Аксенова, О.С.Бот, Л.С.Рузина, В.Кудрявцева, И.Ф.Марковская, Е.А.Екжанова, Е.М.Мастюкова, Т.А.Ткаченко, А.К.Толбанова, В.В.Цвынтарный).
В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития (Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Фомичева).
Д.Б.Эльконин, Л.С.Выготский , Н.Н.Подъяков изучая психику детей отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Анализ целого ряда работ (М.И.Лисина, А.В.Запорожец, Т.С.Комарова и др.) дает право выделить два типа активности:
1.собственная активность – ребенок творец своей деятельности, реализующий свои интересы, волю и потребности (в деятельности, при взаимодействии со взрослым, приобретается опыт который становится достоянием ребенка);
2.активность стимулируемая взрослым, который организует деятельность ребенка, показывает и рассказывает, что и как делать;
Эти два типа активности взаимосвязаны между собой, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, становятся достоянием самого ребенка.
Особого внимания в развитии моторики и личности ребенка в целом заслуживает продуктивная деятельность (Н.А.Ветлугина, Г.С.Комарова, Н.И.Сакулина). Личность не может развиваться только в рамках потребления, развитие предполагает созидание и преобразование. Только то, что созидается человеком, его собственными руками, мыслью и сердцем, представляет для него интерес. Через продуктивную деятельность происходит активное осознание ребенком окружающего мира. Данная деятельность дает возможность ребенку вступать в непосредственные контакты с объектами и предметами, проявлять инициативу, способности, творчество. С помощью рук ребенок получает информацию о весе, гладкости и шероховатости, мягкости и твердости предмета. То есть рука выполняет не только функцию движения, но и познания. И чем больше ребенок взаимодействует с различным материалом, тем богаче его жизненный опыт. Этот вид деятельности значительно расширяет кругозор детей, позволяет увидеть результат своей работы, расширяет знания о свойствах материалов возможностях их применения. Дети учатся постигать первые навыки планирования предстоящей работы, определять последовательность ее выполнения, проводить простейший анализ, делать выводы. У ребенка формируется такие качества, как самоконтроль и самооценка.
Противоречия, которые решаются данным опытом:
- между пассивным получением знаний и необходимостью активного творческого поиска.
Новизна опыта состоит в разработке системы работы по развитию мелкой моторики детей в продуктивной деятельности, разработка технологических карт с поэтапным выполнением работы.
Опыт может быть использован всеми воспитателями ДОУ.
Содержание опыта
Тема: «Развитие мелкой моторики в процессе продуктивной деятельности с использованием нетрадиционных техник у детей с ОНР»
Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное, способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.
Под продуктивной деятельностью мы понимаем деятельность, в результате которой получается продукт. К ним в детском саду относятся: рисование, аппликация, лепка, конструирование и изготовление поделок.
Использование нетрадиционных материалов и техник в работе не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени отведенного на выполнение задания.
Работа с нетрадиционным материалом проходит как в совместной деятельности педагога с детьми, так и в самостоятельной деятельности детей. Для самостоятельной продуктивной деятельности нами были изготовлены пооперационные карты, предоставляющие ребенку возможность свободного выбора материалов и способов действия.
Цель работы: развитие речи у детей с ОНР через укрепление мелкой моторики посредством продуктивной деятельности.
Задачи работы:
1. Отобрать, синтезировать и проанализировать соответствующую литературу.
2. Раскрыть понятия «мелкая моторика» и «продуктивная деятельность» и особенности работы по ее развитию в процессе художественно – продуктивной деятельности с использованием нетрадиционных техник у детей с общим недоразвитием речи.
3. Найти соответствующую методику для исследования мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи.
4. Организовать обследование мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи.
5. Спроектировать перспективный план продуктивной деятельности с использованием нетрадиционных техник по развитию тонких движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи.
6. Выстроить рациональную структуру занятий и совместной продуктивной деятельности по развитию мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи.
7. Организовать работу по реализации перспективного плана продуктивной деятельности у детей с общим недоразвитием речи.
8. Обосновать и выявить эффективность использования нетрадиционных техник продуктивной деятельности для развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи.
9. Сформулировать выводы по результатам исследования мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи. Выявить динамику и эффективность данной работы.
10. Привлечь родителей к активному сотрудничеству в развитии мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи.


Формы работы:
1.Непосредственно организованная деятельность.
2. Игры на развитие мелкой моторики
3.Пальчиковая гимнастика
4. Самомассаж
5.Формирование навыков самообслуживания
6.Упражнения на развитие тактильной чувствительности
7.Работа с родителями



МБДОУ "ЦРР - Д/С №2"