Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения
С каждым годом абсолютно здоровых детей в стране рождается всё меньше. И, пройдя жизненный путь от детского сада и до периода взросления, человек не становится здоровее.
По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от трех до семи лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья, 20%-дефицит массы тела, 50%-хронические заболевания. Каждый третий ребенок страдает снижением остроты зрения и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Причем, с каждым годом, состояние здоровья дошкольников ухудшается.
Одним из проявлений своеобразия физического развития детей с нарушением зрения является неравномерность развития. У таких детей наблюдается значительное отклонение от нормы состояния двигательного аппарата. На фоне его нарушений возникает большое количество вторичных отклонений в двигательных актах. Таким образом, процессы психофизического развития также сдвигаются во времени и замедляются.
Использование здоровьесберегающих технологий становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушение зрения.
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Виды здоровьесберегающих технологий, используемых в ДОУ:
Ø медико-профилактические
Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств.
(Мониторинг здоровья, организация профилактических мероприятий, рациональное питание, рациональный режим дня, здоровьесберегающая среда, контроль и помощь в обеспечении требований СаНПиН).
Ø физкультурно-оздоровительные
Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.
(Двигательный режим, динамические паузы, закаливание, гимнастика, подвижные и спортивные игры, дни здоровья, спортивные развлечения, праздники).
Ø технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка
Задача этой деятельности – обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье.
(Тренинги, релаксация, музыкотерапия, психогимнастика, сказкотерапия).
Ø валеологического просвещения родителей
Это информационно-просветительская деятельность, выражается в формировании у родителей здорового образа жизни как ценности, а также в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении, привлечении их к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.
(Дни открытых дверей, выступления на родительских собраниях, консультации, информационные стенды, ширмы, памятки, презентации, буклеты и т.д.).
Ø здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду, которые делятся на четыре группы:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
2. Технология эстетической направленности.
3. Технологии обучения здоровому образу жизни.
4. Коррекционные технологии.
(Образовательная деятельность по областям: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность»).
В ДОУ для детей с нарушениями зрения вся учебно-воспитательная и коррекционная работа проводится по рекомендациям врача-офтальмолога с учетом особенностей развития дошкольников с особыми образовательными потребностями, а также с соблюдением следующих принципов здоровьесберегающих технологий:
- использование дидактических, наглядных пособий, мебели, оборудования в соответствии с требованиями СанПин и офтальмологических требований;
чередование различных видов деятельности в режиме дня;
- соблюдение режима зрительных нагрузок и проведение коррекционных пауз на каждом занятии;
- обеспечение двигательной активности ребенка;
- профилактика вторичных отклонений в развитии детей.
Используются следующие здоровьесберегающие технологии:
Физкультурное занятие.
На физкультурных занятиях большое внимание уделяется развитию ориентировки в пространстве, формированию точности и координации движений, развитию мелкой моторики рук и ног, формированию микроориентировки. Такая работа способствует компенсации вторичных отклонений в двигательных актах у детей с нарушением зрения.
Гимнастика для глаз – обязательный элемент коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения.
Зрительная гимнастика способствует профилактике нарушений зрения; развитию подвижности глаз; снятию глазного утомления ; расслаблению зрительной системы; положительно влияет на циркуляцию крови и внутриглазной жидкости в органе зрения; тренирует аккомодационные мышцы; укрепляет глазодвигательные мышцы; активизирует и восстанавливает зрение при косоглазии и амблиопии..
Педагогами нашего детского сада используются различные виды зрительных гимнастик:
Ø по словесной инструкции или с использованием художественного слова,
Ø с опорой на схему или зрительные метки (зрительные тренажеры, лабиринты),
Ø с использованием атрибутов,
Ø электронные зрительные гимнастики.
Зрительная гимнастика проводится на каждом занятии по 3 – 5 минут.
Дыхательная гимнастика
Способствует укреплению дыхательной мускулатуры, корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Стимулирует работу головного мозга, насыщая его кислородом, регулирует нервно-психические процессы, повышает общую сопротивляемость организма.
Пальчиковая гимнастика
Способствует овладению навыками мелкой моторики; помогает развивать речь; повышает работоспособность коры головного мозга; развивает психические процессы: мышление, память, воображение; снимает тревожность.
Самомассаж
Благодаря самомассажу дети учатся понимать свое тело; развивают мелкую моторику; осуществляется профилактика простудных заболеваний, повышается жизненный тонус.
Также в своей работе педагоги ДОУ используют такие здоровьесберегающие технологии как:
Гимнастика после дневного сна (бодрящая гимнастика), которая облегчает пробуждение ребёнка, содействует переходу организма из состояния покоя в состояние бодрствования.
Релаксация, позволяющая ребенку расслабиться, снять напряжение, возбуждение, сконцентрировать внимание.
Сказкотерапия («Лечение сказкой»)
Благодаря сказкотерапии у детей формируется творческое отношение к жизни. Сказка помогает увидеть детям многообразие способов достижения цели, развивает их скрытые способности к решению жизненных задач, у них появляется уверенность в своих силах, развивается самооценка и самоконтроль.
Коммуникативные игры
Игры, направленные на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, развитие эмоциональной сферы.
Благодаря регулярному использованию здоровьесберегающих технологий педагогами ДОУ на различных занятиях и в разных видах деятельности у дошкольников повышается острота зрения, развиваются глазодвигательные функции и бинокулярное зрение. Совершеннее становится общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений. Нормализуется речевое дыхание, улучшается ритмико-интонационная сторона речи, повышается речевая и познавательная активность детей. Улучшается психоэмоциональное самочувствие, соматические показатели здоровья дошкольников также улучшаются.


МБДОУ "ЦРР - Д/С №2"