Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Цветотерапия как коррекционная технология в работе учителя-дефектолога (тифлопедагога) с детьми дошкольного возраста.

Цветотерапия как коррекционная технология в работе учителя-дефектолога (тифлопедагога) с детьми дошкольного возраста.

Дети с такими нарушениями зрения, как сходящееся содружественное косоглазие, расходящееся косоглазие, амблиопия различной степени и других, развиваются особенным, отличным от здоровых сверстников, путём. Это связано с тем, что недостаток развития зрительного анализатора обуславливает возникновение ряда вторичных отклонений, связанных с ослаблением познавательных процессов и изменениями в физическом развитии, в том числе и двигательных функций, ограничивается овладение социальным опытом. С этой проблемой помогает справиться арт- терапия.
Самым эффективным приемом арт-терапии в работе с детьми с нарушением зрения является цветотерапия. Цвет окружает нас повсюду, он неотъемлемая часть нашей жизни. Воздействие цвета на людей неоднозначно, индивидуально, носит избирательный характер, что необходимо учитывать в работе с дошкольниками.
Цвет - яркая сторона детства, но по данным исследований у 70-80 % дошкольников с нарушением зрения, как у слабовидящих, так и у детей с косоглазием и амблиопией нарушено восприятие цвета. Эти нарушения зависят от клинических форм нарушения зрения, их происхождения, локализации и течения. Коррекционно - педагогическая работа по сенсорному воспитанию в области цвета предполагает формирование у детей с нарушением зрения точных, расчленённых цветовых эталонов; усвоение их связей и отношений; подведение детей к овладению системами цветовых свойств; формирование способов обследования цветовых свойств предметов и предметных изображений, а также сложных цветосочетаний.
В процессе ознакомления дошкольников с цветом выделяются два аспекта:
1. Формирование представлений об эталонах цвета, усвоение их связей и отношений, подведение к овладению системами цветовых свойств.
2. Формирование и совершенствование способов обследования цветовых свойств предметов.
В условиях специального учреждения работа по формированию цветовосприятия строится в процессе офтальмологического лечения. В работе с детьми с нарушением зрения, была разработана система игр и упражнений, позволяющих формировать первичное восприятие цвета у детей с нарушениями зрения с помощью цветотерапии.
В первую очередь, я предлагаю детям игры на нахождение такого же цвета. Такие игры позволяют научить ребёнка выделять цвет среди других, не называя его. Это очень важно, потому что позволяет создавать ситуацию успеха и повысить мотивацию детей к познавательной деятельности. К играм такого типа можно отнести: «Посади бабочку на цветок такого же цвета», «Найди домик для гномика такого же цвета, как его колпачок», «Поставь маленький кубик на большой такого же цвета», «Найди пару» и др.
После того как ребёнок научился выделять такой же цвет среди других, я ввожу названия цветов в речь детей. Теперь уже ребёнок тренируется не только находить, но и называть цвет. С этой целью можно применять такие игры, как «Цветной силуэт». Я предлагаю детям, созданные на контрасте силуэты знакомых предметов и прошу назвать предмет и цвет силуэтного изображения. Данная игра позволяет не только формировать восприятие цвета, но и корректировать представление ребёнка об окружающем мире.
Интересной для развития цветовосприятия является игра «Волшебные окошечки». Ребёнку предлагается картинка, часть которой вырезана. Ребенок видит предмет, узнает его, называет. Далее ребенку предлагается назвать цвет этого предмета и проверить правильность ответа, наложив картинку с «окошечком » на лист картона названного цвета. Если ребёнку предлагалось определить цвет моркови, то необходимо выбирать оранжевый картон, тогда при наложении морковь будет оранжевой, если же ребёнок ошибается и выбирает, например зелёный цвет, то морковь станет зелёной. Эта игра развивает не только цветовосприятие, но и уточняет представление об окружающем мире и тренирует память и воображение.
После того, как дети познакомились с названием цвета, я учу их выделять цвет в окружающем пространстве и называть его. Очень эффективной в данном случае является игра «Волшебные краски». Ребёнку предлагается кисточка и заранее изготовленная палитра с кружочками разного цвета, изображающая краски. Сначала предлагаю ребёнку знакомую игрушку и прошу «раскрасить». Для этого необходимо определить цвет игрушки, назвать, найти такой же на палитре и «раскрасить» игрушку. После того, как дети научились определять цвет реальных предметов, предлагаю сюжетные картинки и прошу «раскрасить» их.
Последним этапом работы является различение оттенков цвета. Сюда относятся такие игры, как «Найди чашечке блюдечко такого же оттенка», «Подбери башмачки к платью такого же оттенка», «Разложи мячики от самого тёмного к самому светлому» и др. В данном случае ребёнку необходимо научиться различать цвета по светлотности.
Цветотерапия помогает благоприятно воздействовать на зрительные анализаторы и развитие их цветовосприятия, способствует корректировке психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Благодаря такой простой методике, получилось добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии.
В работе с детьми с нарушением зрения используются различные дидактические методики, авторские игры и пособия. С помощью методики «Разноцветные странички» можно определить эмоциональное отношение ребенка к содержательному фрагменту его дня в детском саду. Существует большое многообразие игр, направленных на развитие цветовосприятия и цветоощущения. Игра «Покрывала феи» способствует и развитию слухового и зрительного внимания. В этом помогут цветные полотна из прозрачной ткани насыщенных и пастельных цветов. Сквозь них дети рассматривают окружающее пространство, обертываются в них. Это дает ощутимый терапевтический эффект и развивает цветовые ассоциации, успокаивает, настраивает на позитивный лад, развивает воображение и фантазию. Смена цветового пространства эффективно действует на эмоциональное состояние ребёнка.
Упражнение «Путешествие в цветную страну» позволяет расширить представления детей о разных цветах. Очень хорошо снижают эмоционально-психическое и телесное напряжение, а также создают положительный настрой такие игры как «Разноцветный дождь» (пробегая под «теплыми» и «холодными» струями разноцветного дождя, можно предложить детям изобразить мимикой или рассказать о своих эмоциях, которые у них вызывает тот или иной цвет. Ребёнку, который грустит, можно предложить побегать под теплыми струями; разбушевавшемуся – под «холодными». Можно побегать вдоль от «теплых» до «холодных» струй и обратно, изображая соответствующие эмоции. Таким образом, дети учатся управлять своими эмоциями, меняя свое настроение, правильно ощущать цвета), «Коврик настроений», «Зажги радугу», «Цветик – самоцветик», «Разноцветный биатлон», «Помощники доктора Айболита» и другие. А все вместе это позволяет совершенствовать коммуникативные навыки у детей, развивать у них фантазию и творческое воображение.
Работать с детьми можно как в группе, так и индивидуально. Групповые и индивидуальные занятия различаются как по целям и приемам работы. Есть задачи, которые эффективно решаются в ходе встреч один на один – снятие эмоционального напряжения, преодоление негативизма, коррекция страхов, устранение различных барьеров и пр. А группа сверстников дает возможность удовлетворить потребность во взаимодействии с детьми, научиться учитывать мнение других и отстаивать свое, проявлять активность, сдерживаться и пр. Используя такие игры, можно корректировать поведение детей, их настроение, эмоциональное состояние, т. е. создавать благоприятный психологический климат в детском коллективе. Все это, в конечном итоге, благотворно влияет и на физическое и психологическое здоровье детей.

МБДОУ "ЦРР - Д/С №2"