Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A

Основные зрительные функции и их нарушения

Основные зрительные функции и их нарушения

В процессе восприятия окружающего мира с помощью зрения мы узнаем о форме, величине, цвете предметов, их пространственном расположении и степени их удаленности. Такую богатую информацию мы получаем с помощью различных функций зрения.
К основным функциям зрения относятся:
- острота зрения,
- цветоразличение,
- поле зрения,
- характер зрения (бинокулярное, монокулярное, одновременное)
- глазодвигательные функции.
Снижение любой из них неизбежно влечет за собой нарушения как в ходе самого процесса, так и в результате зрительного восприятия.
1. Нарушение функции остроты зрения снижает разрешающую способность глаза, точность, полноту и скорость восприятия, что затрудняет и замедляет узнавание предметов и изображений. Нарушение функции остроты зрения может быть вызвано нарушением преломляющей силы оптической системы глаза (рефракции) и проявиться в виде миопии (близорукости), гиперметропии (дальнозоркости), астигматизма (изменение преломления оптической системы глаза в различных меридианах). Нарушение остроты зрения может быть вызвано также функциональными расстройствами зрительного аппарата. Нарушение зрения, связанное с ослаблением остроты зрения, происходящим без видимой анатомической причины, называется амблиопией.
Комплекс игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста.
Острота зрения – 0,04.
1. Раскрашивание крупных деталей рисунка (4 см) в основные цвета - красный, оранжевый, зелёный.
2. Обведение контуров крупного рисунка через тонкую бумагу (кальку).
3. Наклеивание крупных аппликаций (4 см).
4. Плетение ковриков и широких полос (3-4 см) ярких цветов.
5. Сборка строительных конструкций из крупных деталей.
Острота зрения – 0,05-0,1.
1. Раскрашивание более мелких деталей рисунка (2-3 см).
2. Выполнение аппликационных работ (2-3 см).
3. Плетение ковриков из полос шириной 2 см..
4. Работа с конструкторами.
5. Рассматривание рисунков крупного размера.
6. Игры с мозаикой.
Острота зрения 0,2 – 0,3.
1. Раскрашивание мелких деталей рисунка.
2. Аппликации (размером менее 2 см.).
3. Плетение ковриков из полос шириной менее 2 см.
4. Конструирование из мелких деталей.
5. Обнаружение простых ошибок в рисунке (машина без колёс).
6. Построение рисунков из мозаики.
7. Лепка из пластилина на наглядном материале (овощи, фрукты).
8. Нанизывание бус диаметром 1 см. на леску.
Острота зрения 0,4 и выше.
1. Рисование круга, треугольника, раскрашивание их, обведение контуров мелких рисунков через тонкую бумагу.
2. Наклеивание аппликаций до 1 см.
3. Плетение ковриков из полос до 1 см.
4. Конструирование из мелких деталей.
5. Обнаружение ошибок в рисунке с мелкими деталями .
6. Построение мелких рисунков из мозаики.
7. Лепка из пластилина мелких фигур.
8. Нанизывание на леску бус диаметром менее 1 см.
2. Нарушения функции цветоразличения обусловливают возникновение трудностей восприятия, невозможность различения одного из трех цветов (красного, зеленого, синего) или приводит к смешению зеленого и красного цветов.
3. Наличие нарушений функции поля зрения затрудняет целостность, одновременность, динамичность восприятия, что приводит к возникновению трудностей в пространственной ориентировке.
4. Нарушение бинокулярного характера зрения, приводящее к снижению способности видеть двумя глазами одновременно и воспринимать рассматриваемый объект как единое целое, искажает пространственное, стереоскопическое восприятие окружающего мира.
5. Нарушение глазодвигательных функций, характеризующееся отклонением одного из глаз от общей точки фиксации, приводит к возникновению косоглазия. При наличии нарушений глазодвигательных функций в виде нистагма, характеризующегося наличием непроизвольных колебательных движений глазных яблок, даже при достаточно высокой остроте зрения имеет место нечеткость восприятия.
Под влиянием различных причин могут иметь место нарушения как одной, так и нескольких зрительных функций.
Нарушения зрения условно делятся на глубокие и неглубокие. К глубоким относятся нарушения зрения, связанные со значительным снижением таких важнейших функций, как острота зрения и (или) поле зрения, имеющие ярко выраженную органическую детерминацию. В зависимости от глубины и степени нарушений данных зрительных функций может иметь место слепота или слабовидение.
К зрительным нарушениям, относящимся к так называемым неглубоким, относятся нарушения глазодвигательных функций (косоглазие, нистагм); нарушения цветоразличения (дальтонизм, дихромазия); нарушения характера зрения (нарушения бинокулярного зрения); нарушения остроты зрения, связанные с расстройствами оптических механизмов зрения (миопия, гиперметропия, астигматизм, амблиопия).

МБДОУ "ЦРР - Д/С №2"